Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Джылан дугъуманы сюймей эди, дугъума да аны тешигине бите эди.

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Радио

Кавкаz Hits
Русское радио
Хит FM

Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

17. "СКИФСКИЙ РАССКАЗ" ГЕРОДОТА

     (Далее в тексте часто встречаются повторы, за что и прошу извинения у читателей. Но эти повторы были необходимы в достаточно сложной теме).
     Литература, посвященная скифам Причерноморья, поистине необъятна. Велик и объем того, что написано о них греками и римлянами; наиболее подробно о скифах повествует Геродот. И вот уже два столетия почти вся историческая наука Европы и России уверенно именует скифов, сарматов (савроматов), алан, саков, массагетов и др. североиранцами, а упомянув асов-алан, каждый историк добавляет: "предки современных осетин". Создается впечатление, что это один из немногих случаев, когда все исследователи единогласят. Диссонанс вносят только некоторые карачаево-балкарские ученые (в их числе и автор этих строк) и некоторые языковеды из Татарстана и Азербайджана, доказывая, что скифы, сарматы, саки, массагеты и другие древние насельники Великой степи были тюрками, приводя при этом несколько сот ясных и простых фактов и аргументов (есть и европейские исследователи, отрицающие иранство скифо-алан, - американец Карл Менгес, испанец Мануэль Гомес и др.). Но ученый мир на это никак не реагирует, а если кто-то и откликается, то большей частью снисходительно - не стоит, мол, огород городить, все уже давно доказано. Или вы злонамеренно искажаете историю. Или -вы хотите придать больше блеска тюркской истории. Или - это просто фольк-история, не имеющая к науке никакого отношения. Что же остается делать? Только одно - приводить эти факты снова и снова. Переубедить людей, которые этого явно не желают, невозможно. Но и жить в согласии с ложью и обманом нельзя.
     Скифо-сарматы жили на тех же территориях, где после них обитали гунны, авары, печенеги, половцы и другие тюрки - от Дуная до Волги (или до Урала) и от полосы лесов до гор Кавказа. Занимались скотоводством, а следовательно, заключает наука, были "кочевниками". Совершали походы в Переднюю Азию, доходя до Египта. Не излагая их историю по Геродоту, будем следовать за его известиями (перевод Г. А. Стратанов-ского). Большая часть скифо-карачаево-балкарских этно-лингво-куль-турных параллелей, приводимых ниже, была нами опубликована в предыдущих работах - "Древние верования балкарцев и карачаевцев" (1991), "Карачаево-балкарский героический эпос" (2004), "Душа Балкарии" (1996). Здесь мы даем лишь краткий пересказ. Начнем с легенды о происхождении скифов.
     "Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению, неверно, Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был по их словам Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший, Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство".
     По словам скифов, от времен Таргитая до нашествия на Скифию войск персидского царя Дария прошло не более тысячи лет.
     Скифы воевали со многими народами древности - ассирийцами, мидянами, персами, македонцами и др. В надписи царя Ассархаддона говорится о царе страны Ишкуза (по другому чтению - Ашкуза, Аскуза). Никто не сомневается, что речь идет о скифах. И. М. Мизиев сопоставлял это слово с названием тюркского народа ас-кизи или ас-киши, что означает "асские люди", ставя его в связь с сообщением средневекового арабского историка Ибн-Саида: из народов Кавказа самым западным был народ коса (косоги русских летописей), далее к востоку жили аркеши (азкеши), абхазы и аланы. Другие авторы сопоставляют этноним с названием тюркского племени иш-огуз "внутренние огузы".
     Перед нами вроде бы очевидное противоречие: тысячелетний народ считает себя моложе всех. Но это результат народной этимологии. Аш-куз или Яш-куз на всех тюркских языках означает "молодое племя, молодой народ". Куз - вариант общетюркского термина кур, гур, гурт, кор, корт, курт, журт, означающего "объединение, место обитания, поселение, народ, племя"; ср. другой термин - эл - в карачаево-балкарском означающее "село; страна; общество; народ". Восходит термин кур, куз к окъ къур, окъ къуз - огъур, огуз - "объединение родов". Ср. тюркские этнонимы - огузы, он-огуры, гузы, кутри-гуры, уй-гуры, и др. (Чередование р-з в окончаниях тюркских слово - хорошо изученное явление). Можно предположить, что на вопрос Геродота о значении этнонима Ашкуз, его информаторы ответили: "Молодой народ".
     Имя родоначальника скифских царей - Таргитай - Макс Фасмер, довольно неуклюже, объяснил из иранского "дарга тава" - "долгомощный". Вернее будет производить его от тюркского тарги, тагри - "небо, небесный", и тай "сходить, нисходить" - "сошедший с неба", поскольку его отцом являлся скифский бог, которого Геродот именует Зевсом. Но слово тай содержится и в термине тайпа "племя" (откуда, например, выражение тиши тайпа "женский род-племя"); поэтому возможное значение имени Таргитай - "небесного рода, небом рожденный". Кроме того, имя скифского первоцаря полностью соответствует имени посла тюрков-аваров к византийскому императору - Таргитий (у Феофилакта Симокатты). Почти такое же имя носила меотийская (майотийская) царица - Тиргатао.
     Имена сыновей Таргитая В. И. Абаев объяснял на основе иранского: "Все три имени заключают во второй части иранский корень хшай, означающий "сиять", "блистать", а также "властвовать", "повелевать". Арп - осетинское арф "глубокий"; "Глубина-царь". Имя третьего сына -Колаксай - ученый восстанавливал в Хораксай, из Хвархшайа -"Солнце-царь". Имя второго брата В. И. Абаев восстановить не взялся, поскольку непонятен был элемент липо. Но позже его исправили на puna "гора" и появилось толкование - "Гора-царь".
     Итак, появились три царя - "Глубина", "Солнце" и "Гора", якобы олицетворяющие трехчастное деление мира - вверху Солнце, внизу водная глубь, между ними - гора. Непонятно, правда, почему олицетворения столь великих объектов должны быть сыновьями Таргитая -"Долгомощного", сына скифского небесного божества и дочери реки Борисфен. Тогда уж точнее было бы именно его назвать Горой - между небом и водой. (Кстати, тюркское may или тай как раз и означает "гора" - Ала Тау, Ал-mau и т. д. Возле Махачкалы, в земле кумыков, стоит гора Таркитау.).
     Согласно древним воззрениям карачаево-балкарцев, душа имеет семь сил-ипостасей; одна из них называется "ах". Душа находится между плотью (сан) и духом (сюлдер), который, вероятно, именовался и ариу ах "прекрасный, чистый ах". При слитном произношении и получается ару ах, в праформе - аруках, позже ару б ах, арувах.
     Но есть еще два синонима, считающиеся семитскими по происхождению. Святой - сыйлы. В тюркских языках в древности звука Ы не было, слово образовано с помощью аффикса обладания -лы от сап, от которого образуются и сейчас слова со значением "избранный, почитаемый", но и "святой" шайых или более позднее шыйых. (В арабском шейх - глава племени, общины.) Но прежде не было и кратких звуков У и Й, поэтому сай восходит к древнему сак. Избранным, почитаемым сак, сай, должен был считаться и глава племени, царь.
     Арпоксай, Арубахсай, Арбахсай или, по более позднему произношению, Аруахсай, таким образом, означает "духовный царь" - т. е. это родоначальник сословия жрецов. Липоксай - слегка искаженное элпек сай, илпек сай - "изобилия царь", предок сословия крестьян, производителей материальных благ. Колаксай - от слова къолай (восходящего к къолакъ "сила" - "силы царь", родоначальник воинов, обладающих военной властью. Речь идет об идеологическом обосновании разделения функций отдельных племен или сословий в скифском обществе - жрецы, воины, земледельцы и скотоводы; четвертое - зависимое племя, и царя-родоначальника иметь не могло. Поэтому Геродот и говорит далее о четырех (а не трех) племенах, произошедших от трех братьев. От Липоксая -авхаты. Термин этот в качестве личного имени сохранялся у карачаево-балкарцев до наших дней. Сейчас он стал архаизмом, но еще есть люди с отчеством Аухатович или Аухатовна. От Арпоксая произошли катиары и траспии, от младшего, Колаксая - паралаты.
     Мы уже говорили, что слово ас означает "род", от него образуется и слово асыл "благородный, родовитый"; вариант am, ад (адыл - от адул "воспитанный, вежливый"), Авхат, аухат происходит от анг am, анхат "умный род" (анг "ум, разумение"). Это род жреческий. В нартском эпосе - Усхуртуковы (от Ас-гурт + аффикс т/к;). Катиар - несколько искаженное къасты бар, къаты бар "имеющие клятву, присягу", "давшие обет", в современном звучании - къачы бар, къацы бар. Выше отмечалось, что уздени, обязанные выходить по тревоге на защиту границ или селения, назывались анты болгъан, анты бар "имеющие клятву". Род воинов. В нартском эпосе - Аликлары (от алик, элик - "царь"), В осетинском фольклоре выражение хатиагский язык (вероятно, от катиар) означает "непонятный, чужеземный, колдовской язык" (звук Г в конце слова в осетинском встречается очень часто).
     Паралат - от барлы am, барлы ас "имущий род", позднее этот термин встречается в исторических источниках как название тюркского племени барлас. Это род собственников, владельцев полей и стад, торговцев. Во времена Геродота правящая династия, видимо, была из них. Отсюда и третий мощный род в карачаево-балкарском эпосе {Боралары - барлаты, борал-асы, боралаты).
     Траспии - от тары сел "просо сеющие, прососеи" - род тружеников-земледельцев. В эпосе - Индилары. Добавим, что авхаты должны происходить от Арпоксая, брата-жреца, катиары от Колаксая, паралаты и траспии - от Липоксая (отец истории немного перепутал). Но можно предложить и радикально иное объяснение. Священная гора карачаево-балкарцев (и, вероятно, их предков-скифов) - Эльбрус, имеет у них не менее десятка названий, одно из которых - Тейри Тау "божья гора" или "небесная гора". Старое звучание теонима - Тенгри, Тегри, Тагри + may очень близко к имени скифского прародителя -Таргитай. С вершины Эльбруса стекают три реки, вбирающие в себя на своем пути все остальные потоки: Кубань (Къобан)- по левую сторону, Малка (Балыкъ) - по правую, и Кума (Кума) - по центру. Если мы вспомним, что слово сап, чай означает в тюркских языках "река", то нельзя исключить, что имена сыновей Таргитая - это названия трех больших рек Кавказа, рожденных великой горой. Иными словами, топонимическая легенда с течением времени стала осмысляться скифами как династическая. Но сама эта легенда восходит к мифу о сотворении мира, о котором уже говорилось выше: лебедь (богиня Гумай, Умай; утка) нырнула на дно мирового океана и достала на поверхность землю, она стала расти и превратилась в гору Минги may ("вечную гору"), Тагри may ("божью гору"), с которой потекли три реки. Следовательно, Папай (древнее "селезень", может быть и "лебедь-самец") в новом осмыслении имел сыновей от богини-лебеди, Гу-май, Умай. "Дочь реки" появилась в рассказе нечаянно, от неправильного перевода карачаево-балкарского слова къанкъаз, совершенно созвучного къанг къаз - "дочь реки" или "речная девушка".
     Недалеко от Пятигорска протекает, кстати, небольшая речка Бургу -стан (карач.-балк. Бургусант) - тот самый геродотовский Борисфен, якобы Днепр, вода которого становилась горькой от впадения в него источника Экзампай (представьте себе, каким полноводным должен был быть этот источник, чтобы изменить вкус воды в огромном Днепре). Горькие и прочие источники в изобилии имеются именно в районе Пятигорья. Рассказы скифов о своей священной территории (как Мекка и святилище Кааба - для доисламских арабов, и Дельфы - для греков) дошли до Геродота в искаженном виде, и были им и поздними комментаторами приурочены к Южной Украине. Слухи о празднествах, проводившихся в предгорьях Кавказа в запретный для войн месяц гуннами (скифами) и посвященными дню весеннего равноденствия, стали основой для появления легенд о счастливой стране Гиперборее и ее блаженном народе, находящемся под покровительством Аполлона, прилетавшего к ним каждые 19 лет. О локализации Гипербореи в этом районе ясно говорит топонимика, но мы в эту тему здесь углубляться не будем.
     "...общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины". Речь идет, по Геродоту, о главенствующем в Скифии народе - так называемых "царских скифах"; это, по его словам, "благороднейшие и многочисленнейшие скифы, почитающие прочих скифов своими рабами". Возможно, древний грек несколько исказил звучание термина, могло быть и сколты. В любом случае, он находит себе простое и ясное объяснение с позиций карачаево-балкарского языка, в котором схылты означает "знатный, родовитый, аристократ". Оно восходит к слову ызгъыл - "наследственность", "качество, полученное от предков" (ыз - "след"), плюс аффикс обладания -ты. (О человеке, беспрестанно и долго болевшем и умершем рано, говорят: Не аман ыз-гъылы бар эди - "Какая же плохая наследственность у него была".) В праформе это слово звучало как "асгулту, асхулту. АС СХЫЛТЫ означало бы в современном карачаево-балкарском языке "асский аристократ".
     Еще одно значимое слово - асыл "родовитый, благородный". Но в карачаево-балкарском, как и в некоторых других тюркских, термин ас и означал "род" (ср. подразделения ногайцев: тёрт ас - "четыре рода", жети ас - "семь родов", этноним къыргъыз - от къыркъ ас - "сорок родов" и т. д.). До недавних времен карачаево-балкарцы вместо нынешнего арабского миллет - "нация", употребляли слово аслыкъ -букв, "асство". Спрашивали, не к какому "миллет" принадлежит человек, а к какому аслыкъ, к какому роду-племени. Карачаево-балкарское асыл и русское "родовитый" созданы по одной схеме -"имеющий род". Но правящее в стране племя и должно было называться схолту, схулту - наследники (Таргитая), знатные, родовитые.
     (К сожалению, не только рядовые читатели, но и люди, считающие себя специалистами, путают тюркское слово ас с заимствованным из арабского "ассы, гъассы", с ударением на втором слоге и означающее "смутьян, противник". То, что эти слова не имеют между собой ничего общего, очевидно из простого примера. Человека, нарушающего религиозные нормы поведения или богохульствующего, одергивают: Аллаха ассы болма - "Не становись противником Аллаху". В том же значение арабское слово употребляется в ногайском и чувашском.)
     Почему Геродот называет господствующих скифов "царскими"? Если они просто приближенные к царю, то это не племя, а правящий род, клан. Но разве остальные не подчиняются царю, не являются "царскими"? Остается думать, что речь идет о лингвистическом недоразумении: этноним должен был содержать в себе (конечно, ложно) слово "царь". Такой этноним известен - барсулы, барсилы, басилы, что должно было напоминать греку его родное слово "басилеос" - царь. Напомним, что согласно источникам, хазары, великий народ, вышел из глубин страны алан - Барсилии. Основной тотем предков карачаево-балкарцев - барс. Барс эль - "страна барсов". Этноним барс ул (ед. число) означает "сын барса, сын леопарда". Кроме того, главный род-племя у карачаево-балкарских нартов именуется Аликовыми (Аликлары). Но "алик, элик как раз и означает в тюркских "царь" (см. например, знаменитый кодекс XI века, написанный Юсуфом Баласагуни - Кутадгу билик, "Благодатное знание").
     Теперь о золотых предметах, упавших с неба. На наш взгляд, язык или фольклор потомков причерноморских скифов должны были сохранить память о столь ярком и важном мифологическом воззрении. Но никто из ирановедов ничего подобного не обнаруживал. Зато в карачаево-балкарском языке параллель лежит прямо на поверхности, точнее, на небе. Названия созвездий имеют окончания мн. числа {-ла, -ле), показывая, что это название не одной звезды, а группы.
     Созвездие Малой Медведицы называется Мырытла - от мырыт "сошник, лемех". Созвездие Ориона, конфигурация которого напоминает обоюдоострую секиру, так и называется - Гидала. Гида - обоюдоострый боевой топор, верхнее лезвие у него меньше, чем нижнее. Созвездие Северной Короны - Чёмючле или Чарала, "чаша". Границы созвездий в народной астрономии разных этносов совпадают не всегда. Не совпадает с созвездием Весов и группа из шести звезд, которую карачаево-балкарцы называют Боюнсала - "ярмо".
     Геродот пишет далее: "Вышеупомянутое священное золото цари их очень ревностно охраняют и ежегодно чтут богатыми жертвами. Кто с этим священным золотом во время праздника заснет под открытым небом, тот, по словам скифов, уже не проживет года; поэтому ему дается столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день. Так как страна была обширна, то Колаксай разделил ее на три царства для своих сыновей".
     Откуда такое странное поверье и почему уснувшему (при охране священного золота) на празднике, когда его выставляли на обозрение народу, давалось именно столько земли? Дело в том, что каждое из этих созвездий характерно для вида неба в определенное время года, кроме Малой Медведицы, созвездия околополярного, одинаково хорошо видного круглый год. Орион (Секира) характерен для осеннего неба, Весы - для весеннего, а Северная Корона - для летнего. Четыре созвездия, следовательно, символизировали годичный цикл, четыре времени года, как 4 золотых предмета - 4 сословия на земле (чаша - священный предмет жрецов, секира - воинов, плуг - крестьян-собственников, ярмо - зависимых тружеников). Конь в карачаево-балкарской мифологии и эпосе устойчиво связан с солнцем. Поэтому-то и считалось, что человек, уснувший при охране этих предметов, не проживет и года, и поэтому ему давалось столько земли, сколько он объедет на коне за день. Но что это был за праздник и когда его отмечали?
     Важнейших праздников в жизни доисламских карачаево-балкарцев было три, и все три связаны с важнейшими точками движения Солнца по небесной сфере. В дни летнего солнцестояния отмечали воинский праздник Элии, небесного покровителя воинов, громовника (элия означает "молния"). В дни осеннего равноденствия - праздник в честь бога ветра и войны - Эрирея, Эрея. Очевидно, праздник был жреческим (поскольку справлялся осенью; Эрирей, к тому же - бог-меч). В дни весеннего равноденствия - начало Нового года и праздник Голлу, умирающего и воскресающего божества, на который нужно было приходить без оружия, на котором отменялись все сословные различия, проводились состязания и т. п. Это был праздник карнавального типа, основанный на символическом понимании жизненного процесса - жизнь начиналась как бы сызнова с воскресением солнечного божества, всадника в золотой шубе (или в кольчуге) и на белом коне, которое восходило в небеса победителем тьмы и холода. Тогда же приносили в жертву специально откармливаемого быка, символ тьмы и зимних холодов. По тем же причинам не было праздника во время зимнего солнцестояния, когда божество-солнце умирало в схватке с тьмой, чтобы появиться в новой силе и славе в середине марта (или считалось находяшимся в рабстве, в плену). Отсюда же празднование "дня вставания нартов" нарт къопхан, на самом деле - "вставания солнца", нар, из зимней могилы, и отмечавшиеся в те дни и поминки по предкам. У волжских татар праздник оживания светила назывался сходно - нар дуган "рождение солнца".
     Следует думать, что все три карачаево-балкарских праздника первоначально посвящались только Голлу-Солнцу, отмечая важнейшие точки его небесной жизни и смерти, и лишь потом два других дня были "отданы" Элие и Эрирею. В древности слоги в тюркских языках были закрытыми. Поэтому теоним Голлу (означающий "огненный, пламенный") должен был произноситься по-другому - Голлу к (как это сохраняется в некоторых языках (например, таш, mac - ташлыкъ, тастыкъ "камень - каменистый"), т. е. речь идет о том же скифском обожествленном царе Колаксае (Голлуксае) и празднике в его честь. (В последний раз он отмечался, по рассказам старожилов, приблизительно в середине XIX века). Потому и не имел права уснуть человек во время охраны священных предметов - ведь Солнце воскресло, а человек уснул, т. е. как бы умер, это знак его близкой, в течение года, смерти. Он должен был, подобно самому Голлу, завершить свой цикл, получить столько земли, сколько сможет объехать на коне за день. Возможно, существовал и миф, рассказывающий о жизни и смерти небесно-земного царя (возможно, он сохранился).
     Но причерноморские эллины рассказывали Геродоту и другую легенду о происхождении скифов. По их словам, когда Геракл прибыл в Скифию, его застала вьюга, и он заснул, закутавшись в шкуру льва, а проснувшись, обнаружил, что кони его пропали. В пещере он увидел странное существо - деву со змеиными ногами - которое сообщило ему, что кони находятся у нее, но она отдаст их только после того, как богатырь вступит с нею в связь. Герой вынужден был согласиться. Существо родило от Геракла трех сыновей - Агафирса (Агатирса, Акацира), Гелона и Скифа. Уходя, Геракл велел полудеве-полузмее, когда сыновья вырастут, устроить испытание. Кто из них сможет натянуть его лук и опоясаться его поясом с золотой чашей на пряжке, должен был получить во владение эту страну, а другие из нее удалиться. Справился с заданием только Скиф. С тех пор его потомки носят на поясе чашу (не потому ли на тюркских изваяниях батыры изображены с чашей в руках?).
     Миф о змееногой богине сохранился.
     Анализ этого сказания занял бы слишком много времени и места. Отметим только важнейшее:
     1. Кого из скифских героев Геродот именует Гераклом, неизвестно. Имя Геракла не поддается этимологии на материале греческого, неуверенно объясняют его как "слава Геры". Но ведь Гера, жена Зевса, всю жизнь допекала героя, ревнуя мужа к его матери Алкмене. Почему он должен был носить такое имя? Оно странно близко имени эпического богатыря южных тюрков - Кер-оглу, Кер-огул.
     2. Мотив пропажи коней героя есть в карачаево-балкарской сказке "Завистливые братья". Герой находит их, но табун окружен змеями, которые соглашаются отдать его, только если он женится на девушке из их племени. И ему приходится вступить в брак с дочерью царя змей.
     3. Одним из самых популярных в нартском эпосе карачаево-балкарцев является сюжет о женитьбе богатыря Алаугана (Алаугуна) на девушке-великанше, живущей в пещере. Их сын стал непобедимым героем по имени Карашауай. По одному из вариантов, отца великанши зовут Кючсадакъ - "туголукий". Алауган носил барсовую шкуру, герой скифской легенды - львиную. Информатор Геродота вполне мог перепутать тюркские слова барс алан тери "пятнистая шкура барса" и арслан тери "львиная шкура". Все это - отзвуки древней скифской легенды о чаше св. Грааля (см. выше), оставшиеся в карачаево-балкарском фольклоре. Заметим, что согласно всем легендам (в том числе и карачаево-балкарским) хранительницей чаши является дева. ЖАЛЫН АЯКЪ означает "пламенная чаша". ЖЫЛАНАЯКЪ - "змеиная чаша". Но это же слово, произнесенное слитно, означает уже "змееногая". Герой скифской легенды, вероятно, вступил в связь не с уродом, а с хранительницей чаши, которая жила в святилище-пещере. Народная память (или информаторы Геродота) немного напутала.
     Рассказывая о соседях скифов, Геродот говорит о некоем племени одноглазых людей, по-скифски именуемых аримаспы; арима скифы называют единицу, а спу - "глаз". В карачаево-балкарском языке айырма означает "особенное", "отдельное", "отличное от других", т. е. вполне можно допустить, что единицу (единичное) скифы называли именно так. По тому же типу и с тем же аффиксом образовано, например, числительное жыйырма - "двадцать". Что такое "спу", неясно. Вполне возможно также, что это самый древний рассказ о существах, называемых карачаево-балкарцами алмосту, алмасты (снежные люди, йети).
     По рассказу Геродота, наиболее отдаленными от скифов являлись некие аргиппеи. Скифы вели с ними дела при помощи семи переводчиков. С карачаево-балкарского этот этноним переводится легко: аргъы-пай (ед. число) означает "отдаленный, находящийся в отдалении".
     Далее Геродот перечисляет имена божеств, которым поклонялись скифы, называя им параллели в греческом пантеоне. Богиню домашнего очага и прародительницу царей скифы называли Табити (греч. Гестия). Слово таб, тып, дып, дыф - "огонь". От него образованы, например, слова тыпыр - "очаг", дып или дыф - "сигнальный костер на дереве", тапанча - "пистолет" и др. Иди, иде, ие - "хозяин, хозяйка" (в тюркских языках категории рода нет) - "хозяйка огня"; вероятно, это одно из имен "змееногой девы". Ее же имя до сих пор звучит в божбе балкарок и карачаевок - "Тобады, ..." (мужчины этого слова никогда не произносят). Сходно имя языческой покровительницы домашнего очага - Тепена, Тыпана - "мать огня". В карачаево-балкарской мифологии божества-отцы и богини-матери составляют отдельный класс в ее обширном пантеоне.
     Скифы почитали Зевса, бога-громовержца, и Гею, богиню земли, называя их Папай и Али. Несколько лет назад фольклористом X. X. Мал-кондуевым был записан текст заговора, произносимого, чтобы оберечь огороды от градобития:
     Грубые сыновья Дыдай, Ледяные камни Папая, - Вы не бейте поля, Не причиняйте вреда, Бейте в горный хребет, Он ледяной, и вы ледяные - Ударьте и разбейте его!
     Дыдай - одно из имен матери ветра Химики (Хамикки), ветры считались ее сыновьями. Грозное существо Бабай, которым до сих пор иногда пугают детей, вероятно, тот же Папай-громовержец. Скифы (точнее, скифские цари) считали себя потомками Таргитая и его сыновей, отцом же самого Таргитая был Папай. (Одного из предков Чингисхана, согласно тюркской легенде "Чингис-намэ", звали Таргилтпай. Имя посла гунно-аварского кагана к византийскому императору - Таргитпий). Геродот замечает: "Зевс вполне правильно, по моему мнению, зовется Папай".
     Почему историк подчеркивает правильность такого именования? В тюркских языках баба, бабай означает "дед; предок", как и слово тпуу-дукъ означает "внук; потомок". Именовать божество предком, поскольку они считают себя потомками Папая, разумеется, было правильно. Память о скифском божестве сохранили и другие тюрки: чуваши называли бога грозы "Папай тура", волжские татары - "Папай тэнгере", оба в значении "бог-дед" (но почему-то никто из иранских народов его не помнит, а ира-новеды и прочие скифологи эти "неправильные" факты принципиально не "замечают").
     Богиня земли и супруга Папая - Апи. В большинстве тюркских языков эбе, ana, апи, аба означает "бабушка". Получается полное соответствие - супружеская чета богов-прародителей, дед и бабушка. Добавим, что в нартском эпосе балкарцев и карачаевцев родителями первочеловека - кузнеца Дебета являются бог неба и богиня земли (в одном из вариантов).
     Аполлона, солярное божество, скифы называли Гойтосир. На наш взгляд, это искаженное Кёй атасы - "отец солнца", при слитном произношении Кёйтасы, Кёйтасыр (кюй - "гореть, пылать"). Другой вариант - Кёй таксыр - "господин солнца" (термин "таксыр" сохранился в казахском). Добавим другие созвучия, наводящие на аналогию с образом Аполлона: кюй - "песня-плач", куу - "лебедь" (Аполлон странствовал на упряжке из лебедей, и почитался как покровитель искусств, в первую очередь музыки).
     Афродита Урания (Небесная) у скифов именовалась Аргимпаса. Тагри, торги, тегри, тенгри - "небо, небесный, бог"; анасы - "мать". (Т)Ар-гим анасы - с протетическим М на стыке гласных - "мать неба". В карачаево-балкарском эпосе именно к ней является после вознесения на небо вождь нартов Ёрюзмек; она названа там Кёк Анасы - "мать неба".
     Посейдон, бог моря, назывался у скифов Фагимасад (или Тагимасад). Мы уже обращали внимание на сходство терминов "небо" и "море" в тюркских языках, в некоторых вариантах они почти идентичны: гпенгиз "море" - гпенгир "небо". Это вызвано представлениями древних тюрков о мире, как суше, со всех сторон окруженной мировым океаном (долай, тенгиз): море внизу (соленое) и море вверху (пресное, откуда и дожди). Тагимасад - искаженное "Тагрим атасы", "отец моря". Или: Тагы-м-атпасы "отец истоков". И только скифскому богу войны Геродот не указывает соответствия и называет его, как и греческого бога - Арей. Вероятно, по той причине, что речь шла о божестве, имя которого у скифов звучало точно так же -Арей, Эрей. По нашему мнению, скифский Арей - это карачаево-балкарский бог ветра и войны Эрирей, которого, в краткой форме, часто именуют Эрей. Это имя происходит от архаического названия меча -эре к, эрей, откуда и один из терминов, обозначающих дружинника, воина эрейчи, ирейчи, букв, "мечник". В Черекском ущелье Балкарии находится местность Иричи - "дружинник"; вероятно, когда-то там было место сбора и боевой подготовки молодых воинов. Неслучайно в одном из диалогов Лукиана скиф Токсарис говорит: "Клянусь мечом и ветром..." - поскольку Эрей являлся богом ветра и войны, и олицетворялся в образе меча. Позже к нему же обращались с гимном при молотьбе (ассоциативная связь битвы и молотьбы отразилась например, и в "Слове о полку Иго-ревом": "На Немиге снопы стелют на болони, веют душу от тела..."). Ученые отмечали, что культ Арея не-греческого происхождения, и в олимпийской религии занимает второстепенное место; в Троянской войне Арей (Арес) участвует на стороне троянцев, а не греков.
     Всем божествам скифы совершали жертвоприношения одинаковым способом: связывали животному ноги, потом душили веревочной петлей, поворачивая ее палкой, и валили на землю, а задушив, сдирали шкуру, разделывали и варили мясо. Способ странный, но объяснение ему дать можно.
     Древние относились к языку не менее, а более внимательно, чем мы, видя в нем дар богов. Понять смысл того или иного слова означало прочесть их волю, постичь их мудрость. Разумеется, это была народная этимология, породившая бесчисленное множество всяких поверий, обрядов и мифов. Этим и объясняется появление скифского обряда, и не только его. Возможно, он имел весьма древнее происхождение, бытуя с той поры, когда в жертву приносили и диких животных. Бууу от древнего бук, бугъ, означает не только "олень", но и "душить"; бугъ, бугъа "бык".
     Скифская земля, отмечает Геродот, бедна лесом, поэтому скифы, вложив мясо в котлы, "зажигают кости животных и на них варят мясо; если котла не окажется, то вкладывают мясо в желудки животных, подливают воды и зажигают кости"; "таким образом, бык сам себя варит, а равно и все другие жертвенные животные". Точно такие же способы применяли и иногда применяют и сейчас карачаево-балкарские пастухи.
     Описан у Геродота и обряд жертвоприношения богу войны, чьи святилища находились в каждом околотке. Сооружался огромный курган из связок хвороста, а наверху устраивалась четырехугольная площадка, с водруженным на ней старинным железным мечом. Каждый год привозили множество возов хвороста (по другим переводам Геродота -колючего кустарника), так как от непогоды сооружение оседало. Этому мечу ежегодно приносили в жертву рогатый скот и лошадей, а из числа пленников - каждого сотого мужчину, поливая меч его кровью. У убитых отрубали правые плечи с руками, бросали их в воздух и уходили.
     Здесь приведен целый комплекс верований, память о которых сохранилась в языке, мифологии и фольклоре карачаево-балкарцев. Из колючего кустарника святилище сооружалось потому, что в карачаево-балкарском языке оно именуется "чууана" - из чугана; но "колючий кустарник" -чыгъана, от более древнего чугъана. Но слово чугана, чугъана народно-этимологически раскладывается еще и на чук къана "кровоточащее острие".
     Кроме того, культ Эрирея имел, вероятно, и характер фаллического культа (скифским мечам, например, часто придавали сходство с фаллосом), поскольку "чук", скажем, в кумыкском языке, означает "фаллос"; по сей день у карачаево-балкарцев вместо этого слова, как эвфемизм, иногда употребляется къылыч - "меч, сабля". Нынешнее слово чюй -"гвоздь", происходит от чук - "острие, острый"; (отсюда, например, слово чуукансакъал - "остробородый"). Если добавить, что чек означает "поминание предков; поклонение", картина станет достаточно ясной.
     Почему скифы отрубали правые плечи жертв? Сюжетом древнего мифа карачаево-балкарцев является жертвоприношение мифологического существа, жел ёгюзю "быка ветра", мыслившегося оплодотворителем земли-коровы, поэтому он именовался еще "быком земли".
     Правая лопаточная кость этого быка, растерзанного при начале времен гигантским орлом, и стала сушей, на которой живут люди. С развитием мифологических воззрений произошло переосмысление. Жертвой, из тела которого был создан мир, стало представляться какое-то божество. Поэтому в карачаево-балкарском языке радуга называется тейри къылыч - "небесный меч, божественный меч", или жанкъылыч - "меч жизни, пылающий меч, живой меч".
     Существует выражение, которое произносят при виде радуги: Къылыч турду - бий ёлдю - "Меч встал (радуга) - значит, бог умер". Оно было записано в Карачае венгерским ученым В. Прёле. Именно этим мечом, по представления предков, и расчленили тело божества, чтобы сотворить мир. Холм-чууана у скифов символизировал мировую гору (Эльбрус), на которой когда-то перво-орел терзал перво-быка. Но теперь на этой горе старинный меч был символом первого, божественного меча, пленник же символизировал принесенное в жертву божество, его отрубленное вместе с лопаткой плечо - ту же лопатку быка.
     Лопатка - жауурун, жауорун - букв, "место души, место жизни", (подразумевалась и земля, суша). Отсюда же древний обычай тюрков, заимствованный многими другими народами, гадать по лопаточной кости жертвенного животного. Отсюда же обычай карачаево-балкарских воинов, после обряда посвящения, наносить на правую лопатку юношей знак креста. Об этом говорит, например, в эпосе о нартах их будущий глава Ёрюзмек. Завидев в ночной тьме горящие вдали костры, он не хочет объезжать их стороной, из страха наткнуться на врагов, напомнив себе, что у него на правой лопатке крест и он дал клятву не отступать перед опасностью.
     Знак был выбран по тем же народно-этимологическим причинам. Дело в том, что слово къач, жор "крест" присутствует в словах къач "присяга", жортууул "поход", жора, чора "воин", жорукъ "принцип", жоралау "посвящение". Удивительно, что, согласно легенде, в роду Меровингов, первой в Европе священной королевской династии, настоящим Меровингом считался только ребенок, у которого при рождении под сердцем или между лопаток было красное родимое пятно в виде креста. Скорее всего, это переосмысленный отголосок тюркского обряда, занесенного во Францию аланами (Меровей, основатель династии, был из какого-то пришлого племени). Свое происхождение Меровинги возводили к Ною (в свете сказанного - через его сына Дебета). Отцом Меровея считали какое-то морское существо, на самом деле - небесное (тенгир - "небо, небесный", тенгиз - "море, морской"). Итак, смысл скифского обряда заключался в том, что в самом начале года (а именно на новогоднем празднике в честь Голлуксая (Колаксая), в дни весеннего равноденствия) совершался символический акт, повторялось то, что было в самом начале мира - жертвоприношение быка, пленника, (божества), чья кровь должна дать жизнь всему живому (в мифе после растерзания быка орлом начинается кровавый дождь). Весенний обряд жертвоприношения быка (или козленка) бытовал в Балкарии и Карачае до конца XIX века.
Поделиться новостью:


Реклама от KARACHAYS


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome