Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Акъырынны дженгил джетмез.

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Радио

Кавкаz Hits
Русское радио
Хит FM

Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

ОТРАЖЕНИЕ АНТРОПОГОНИИ В ЗАГОВОРАХ БОЛЕЗНЕЙ

В течение жизни человек всегда подвергается многочисленным заболеваниям, доводящим его до терминального состояния. Проблема оберега беременной женщины и сохранения плода начальная стадия борьбы с болезнями, которая сопровождается по сей день ритуальными действиями и, как правило, заговорами и заклинаниями. Одним из главных моментов в деятельности знатоков заговорно-заклинательного ритуала являлось и является снятие (или излечение) болезни и недопущение преждевременной асфиксии. Если эта болезнь хронически сильно мучает человека, то его (человека) избавляли от нее (болезни) с помощью «заговорной» (магической) смерти.

Наибольшее распространение в Карачае и Балкарии получили заговоры, которые связаны с болезнями детей. Сакрализация детскости среди народа имеет ряд причин. Прежде всего она связана с уровнем медицинского обслуживания населения и невозможностью уберечь детей от смерти – выживали сильнейшие. Роль «медиков» играли знахари (кёрдемчи или демиучю), которые часто применяли заговоры в традиционном лечении. Кроме того, имелись профессиональные заклинатели, лечившие детей только заговорами. С другой стороны, эта сакрализация непосредственно связана с проблемой формирования человека не только в обществе, но и в среднем мире, с детской безгрешностью, с продолжением рода и т.д.

В последние месяцы беременности или при рождении ребенка произносили заговор от плаксивости и от болезней, а также от бездетности ребенка в будущем. Такие же заговоры использовали на седьмой день после рождения ребенка и во время пеленания на двенадцатый день после его появления на свет:

Хуу тегене — Лакъ тегене,

Хуу корыто, Лакъ корыто,

Лакъгъат, Лакъгъат —

Ум-тегене,

Лаккат, Лаккат Ум корыто,

Уммай ийеси — Кёкле тейриси,

Хозяин Уммай Бог Миров,

Хотла тейриси

Огней  (хот – инф.) Бог

Окъла мардасы,

помощник Семени,

Чубарланы урчукълаучан,

Пестрых (демонов) выворачивающий,

Союучан,

Раздирающий,

Чубар ала джыртыучан,

В клочья разрывающий

Хуммайикга да, Иррайикга да,

И Хуммайике и Иррайийке

Хотла алдан окъ ийсинле.

Пусть вместо огня ниспошлют Семя.

Уф. 4 кере (раза) (44).

Многие слова этого заговора, как и текст в целом, трудно проанализировать из-за их непонятности не только  нам, но и самому произносившему. Информатор считает их оставшимися со времен язычества (явное влияние ислама). В то же время некоторые строки воспроизводят мифологию карачаевцев и балкарцев о женитьбе Бога Неба на Богине Земли и рождении первочеловека с чертами культурного героя Дебета (см. выше). В заговоре этот сюжет из жизни богов отражен в предложении: Уммай ийеси — Кёкле Тейриси (Хозяин Уммай (богиня покровительница младенцев и материнства) Верховный Бог). Из этих слов, как и из того, что в тексте присутствует покровитель собак Лаккат и говорится о корыте (миске) для собаки, можно в какой-то степени восполнить явную мифологию народа. По всей видимости, эти понятия приводятся для  очищения собачьего корытца от нечистой силы. В Карачае и Балкарии перед пеленанием младенца в люльке эту же процедуру проводили в корытце для собаки или на том месте, где она лежала (45).

Заклинание концентрирует в себе изначальный процесс появления из чрева земли (Уммай) человека. Видимо, таким образом заклинающий божественными словами желал изгнать из будущего состояния человека не столько болезнь или упредить ненормальное его поведение в будущем, сколько злых духов, портящих или искажающих божественный порядок. Образ Уммай (древнетюркск. Умай) в Карачае и Балкарии хотя и сохранился, однако с принятием христианства  был заменен образом Марии (по-карачаево-балкарски Байрым).  Она наделена тем же символическим содержанием, что и Умай - покровитель материнства и младенцев (46). В заговоре от сглаза, приводящего к простудным заболеваниям (чапхын кёз букв. простудный сглаз), и от болезни джаш ауруу (букв. болезнь младенчества, при этой болезни ребенок становится хилым, глаза тускнеют, у него  понос) обращение к Марии и к другим образам проявляется более отчетливо, чем в других заговорных текстах:

Алтын Байрым.

Золотая (святая) Мария.

Шаккай кюёу — Ёлген  улу

Зять Шаккая сын

Алтын Дыеу,

Ёлгена Золотой Дыеу,

Ёлген улу Джоджухан,

Сын Ёлгена Джоджухан,

Ёлген улу темир башы

Сын Ёлгена покровитель

Дауетхан,

железа Даует,

Ёлген улу Солтанай сабийи

Сын Ёлгена, дитя Солтанай

Солтанхан.

Солтанхан,

Къыркъаууз Солтан.

Сорокаротый Солтан.

Къыркъаякълы къыркабан аякъ,

Сороканогая кыркабановская  нога.

Къыркъаякълы къыркъабаннга чымкъобалы[1] туумасын,

У Сороканогой Кыркабановской ноги пусть не будет потомства,

тууса да оу болсун,

а если и родится, то  пусть сгинет,

Наджиз бийчесини кёрегейи союлсун.

У жены его Наджиз пусть родильное начало (кёрегей) истреплется[2],

Къыркъабан кёзден сени да Аллах сакъласын.

От Кыркабановского дурного глаза пусть Аллах спасет, сохранит.

Уф. 9 кере (раз).

Тот же информатор привел другой вариант этого заговора, предназначенный для менее тяжелой формы сглаза:

Алтын Байрым,

Золотая (Божественная)Мария,

 Алтын Дебек,

Божественный Дебек,

Къыркъаууз Солтан,

Сорокаротый Солтан[3],

Къыркъ аякълы

Сороканогий

Къыркъабан аякъ,

Кыркабан аяк,

Къыркъабан кёзден

Пусть тебя от дурного глаза

сени Тейри сакъласын.

Кыркабана Тейри охранит.

Уф, тюу, тюу, тюу. 9 (12) кере (раз) (47)

Из текста следует, что мы имеем дело с образами верхнего  (Алтын Байрым (Умай) и Алтын Дебек – Олицетворение Солнца, Огня) и нижнего миров. В последнем мире пребывает Сороканогий Кыркабан, покровитель сглаза.

По поверьям карачаевцев и балкарцев, Къыркъаякълы Къыркабан аякъ, или Къыркъабан, живет под землей в глинистом слое и у него огромные веки, достигающие до ног, напоминающих кабаньи копыта. Кроме того, вместо  носа   у него кабаний пятачок, а его клыки, заворачиваясь, достигают ушей. Веки его до такой степени тяжелы, что он не может их поднять. Помогает ему в этом Къыркъауузлу Солтан. Это существо очень уродливое на вид, оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни и другие гады. В этот образ народе считают покровителем дурного глаза, сила которого через оборотней проникает к людям (48).  

Придание Кыркауузлу Солтану образа «творца» тьмы и хаоса напоминает нам чувашского Султи-Тура (Верховного Бога в чувашском пантеоне), который выступает создателем мира (49). Но здесь возникает вопрос, в силу каких причин Солтан и Султи – антиподы, антагонисты, хотя и тот, и другой творцы? Нам представляется, что эти образы синонимичны по основной деятельности. Если Султи создает мир, вероятно, из хаоса, то Солтан выступает творцом хаоса, из которого образуется мир. В Карачае и Балкарии Солтан перестал нести в себе положительный заряд, превратившись в злого демона.  Вероятно, карачаевцы и балкарцы сохранили более архаическую, тюркскую основу этого образа, связанного с Эрклигом, древнетюркским духом, покровителем подземного и загробного миров, который в религиозных верованиях некоторых тюркских народов выступает как демиург (50).

По всей видимости, в карачаево-балкарском Кыркауузлу Солтане (Эрк-Джылане) сохранилась дуалистическая мировоззренческая система древних тюрков, связывавших его как с кабаном (как и карачаево-балкарский демонический персонаж, связываемый с Сороканогим Кабаном), так и со змеей (ср. его эпитет Эрк-Джылан или Эр-Джылан – букв. Эрк/ЭрЗмея, т.е. Змей). В то же время он создатель (или олицетворение) тьмы, хаоса, из которого или на основе которого Тейри создает космический мир, и таким образом он представляет собой материал творения, что характерно и для уйгурско-древнетюркских преданий об Эрклиге. Раннетюркские поверья об Эрклиге невозможно связывать с позднетюркскими и монгольскими представлениями об Эрлике, так как в них этиология духа, как и его теоним отличаются, от древнего Эрклика. Отражение в первом заговорном тексте семейных уз божеств Ёлгена (древнетюркское Ульгень), его жены (Солтанай), сына тестя (Шаккай) и сыновей (Джоджухан, Дыеу, Даует и Солтанхан) позволяет отметить  несохраненность в явной мифологии и обрядово-культовой жизни карачаево-балкарцев родственных отношений этих божеств. Правда, в некоторых мифологических сюжетах  упоминается Дыеу (покровитель ветра, наряду с Горий, или Гери-Гери) как зять Шаккай (покровителя шаровой молнии).

Характеристика Эрк-Джылана как Сорокаротого позволяет нам усмотреть в этом понятии не 40 ртов как таковых, а наделение этого образа через нежелательное число 40 злой нечеловеческой силой.  Данный образ, по  другим сведениям,  выступает покровителем болезни джаш-ауруу (51). Потускнение глаз, хилость сходны с увяданием осенью травы, опаданием листвы, что отражено в названии осеннего месяца къыркъаууз ай (букв. сорокаротый месяц) (52). Другая причина соединения этого образа с числом 40, по всей видимости, связана с поминками (сороковником - къыркъынчы) и уходит своими корнями в христианскую религиозно-ритуальную систему. Все это непосредственно связано со становлением человека, который без болезни вряд ли может вырасти, кроме исключений (кёрдемиу букв. безболезненность) (53). По всей видимости, число 40 не зря применяется к женскому полу –  в народе по сей день отмечают  наличие у женщины 40 душ (см. выше) (54).

СВЯЗЬ МЕЖДУ СРЕДНИМ (НАШИМ) И НИЖНИМ
(НЕ НАШИМ) МИРАМИ

Связь хаоса, или тьмы, с болезнями актуализируется в заговорах болезней. По народным представлениям, человеку нелегко достичь полноценного физического развития из-за постоянных попыток злых сил прервать жизнь человека, особенно интенсивных в младенческом возрасте. Причину почти всех заболеваний карачаевцы и балкарцы видят в действенности дурного глаза, против которого направлены все заговоры, связанные с болезнями. Почти все болезни человека и домашних животных; хотя они и называемы по-разному, происходят от сглаза. Такое понимание подкрепляется мифами о происхождении света на земле и дурного глаза. Во всех мирах свет исходит из третьего глаза дракона, а дурной глаз – из тьмы (55), что вместе составляет единое целое – хаосное безвременье.

В заговоре от сглаза лошади действия сил тьмы передаются в форме абсурда, который сопровождался таким обрядом: разбив яйцо о копыто лошади и присев около ее головы, изгоняли болезнь, призывая собственного (личного) духа (заклинающего) и Бога, чтобы его не сглазили еще раз:

Байрым босагъаны тюбюнде

Пока на крыльце Марии

гаккы сыннгынчы,

яйцо не разобьется

кёз тиймесин,

пусть не сглазят,

Сары джаудан тишлик

Пока из сливочного

этиб ашагъынчы,

масла шашлык не приготовят,

кёз тиймесин,

пусть не сглазят,

Зийкъунну джик-джигиси

Пока у Зийкуна жилы не увянут,

къуругъунчу, кёз тиймесин,

Пусть не сглазят,

Маккуручу Гыбы-Къатыннга

Пока зимней ночью не натянут

 Къыш кечесинде садакъ

 тетиву в сторону Маккуручу

 тартылгъынчы кёз тиймесин,

Гыбы-Катын, пусть не сглазят,

Кёк ёгюзню бойнуна кёк

Пока на шею синего быка

мынчакъ тагъылгъынчы,

не повесят синюю бусину,

кёз тиймесин, тийген кёз да

пусть не сглазят,

чапырсын джашнасын кери болсун оу болсун.

а имеющийся в настоящий момент сглаз пусть сгинет, исчезнет.

Уф. тюу,тюу,тюу. 9 кере (раз) (56).

Понимание того, что около Дома Байрым (в прошлом в Карачае был Дом Марии Богородицы, к которому ходили молиться в основном женщины, испрашивая у нее детей или здоровья потомству (57)) не может разбиться яйцо как олицетворение цельности мироздания и деторождения, невозможно приготовить шашлык из масла, не может быть, чтобы у божества покровителя коневодства Зийкуна увяли жилы, невозможно натянуть тетиву ночью в сторону Маккуручу Гыбы-Катын, матери покровителей случки овец Маккуручу и полового созревания Муккуручу есть ничто иное как «искать черную кошку в темной комнате, если ее там нет»,  вешать синюю бусину на шею синего вола, это то же самое, что призывать синее небо (синего вола)  быть синим, что  означало: «в силу того, что такого быть не может, а значит и сглаза по такому принципу не должно быть». По представлениям карачаевцев и балкарцев, синяя бусина или синий камень олицетворяют погребенных предков, а синий вол – синее небо (т.е. жизнь на этом свете) (58).

В тексте заговора от любого сглаза (у карачаевцев и балкарцев сглаз разделяют на три вида дурной (завистливый, вражеский), случайный и от любви, последний считается наиболее опасным) синий камень помещается на стене (в прошлом при смерти человека синие камень или бусину замуровывали в стену дома или каменной изгороди или же в скале,  либо  клали в могилу умершему мужчине, полагая, что в течение 52 дней сохранятся его мягкие ткани и камень будет способствовать этому) (59):

Суу ызында акъ таш,

Около реки белый камень,

Къабыргъада кёк таш,

На стене синий камень,

Акъ къойну башы,

Белой овцы голова,

Къара къойну башы,

Черной овцы голова,

Къалтырауукъ чёб башы,

Колыхающегося стебля голова,

Барындан да Тейри ашхы.

Превыше же (или лучше) всех Тейри.

Уф. Тюу. 9 кере (раз) (60).

На самом деле в этом заговоре-обереге (слове-обереге) восхваление Верховного Бога (который превыше неба) и дня (белой овцы голова), земли и ночи (черной овцы голова), всего, что между небом и землей (колыхающийся стебель), жизни (белый камень) и смерти (синий камень), плодородия (вода) и бесплодия (текущая река), времени среднего мира и человека (стена) (61)) является главной силой изгоняющей  воздействие дурного глаза. Из текста заговора следует, что для процесса изгнания заговаривающему (правда, этот заговор необходимо знать всем людям, особенно детям) приходится произносить те заговоры, в которых присутствует  структура космического порядка, созданного Богом, и восхвалять его за сотворенное. Перед нами понимание того, что человек может выздороветь только в том случае, если обратится к первоначальному времени его творения. Вытравление злых сил  из его тела можно произвести с помощью вселенского (космического) тела, что и отражено в приведенном заговорном тексте. А это, в свою очередь, может быть основанием для понимания под заговором ритуала, а не особой неритуальной системы. В нем же миф выступает как бы словесным инструментом для излечения больного. 

Источником сглаза выступают злые силы и в первую очередь змей. Покровителем, или олицетворением этого мистического феномена является Сапу-Джылан   (62), который часто упоминается в заговорах змеи, опубликованных нами ранее (63).

Дурной глаз может вызвать различные болезни. Но для заклинающего важно, чтобы были призваны те духи и божества, которые непосредственно воздействуют на сам сглаз и на болезни, им порожденные. Мы затронули те заговорные тексты, которые непосредственно связаны со сглазом вообще. В них главными сверхъестественными силами выступают Верховный Бог карачаевцев и балкарцев Тейри и покровители созданных им  верхних, средних и нижних миров, а также дня и ночи. В них же присутствуют духи, породившие хаос и пребывающие в нижнем мире. Но так ли опасны эти злые силы, породившие дурной глаз и навязавшие его людям? По всей видимости, эта опасность не страшна, если человек, традиционно мыслящий, понимал и понимает, что она исходит от сил, которые можно наказать словом Небес, то есть заговором. В магических текстах знание места, где может пребывать дурной глаз, было важным в первую очередь для заговаривающего и необязательно для остальных людей:

Джел Атасыны

Покровителя Ветров (Отца Ветра)

Хыллен баласы,

сын Хыллен,

Болатчыны мардасы,

Болатчы желаемый,

Дебеу улуну къарасы,

Сына Дебеуа знак,

Юсюндеги джел джамчиси,

На нем ветровая бурка,

Къолундагъы джел къамчиси,

В руке у него ветровая плеть,

Зыгыт талада къара джер,

На заросшей поляне есть оголенная земля,

Зыгыт талада къара кёз бла

На заросшей поляне пусть с черным глазом

Чартласын, къалтырасын

Выскочит, трясется тот, кто

 Сеннге кёзю тийгенни.

 тебя сглазил.

Уф. Къуу. 9 кере (раз) (64).

В этом заговоре от сглаза, с одной стороны, призываются сверхъестественные силы среднего мира (Отец Ветра, его сын Хыллен, дух ритуальных предметов Болатчы) не только для изгнания воздействия дурного глаза, но и в целях наведения болезни на сглазившего. В данном случае обнаруживается метод «вышибить клин клином», сходный с гомеопатической магией. С другой стороны, из текста заговора следует, что темные силы сглазили и заросшую поляну, откуда они также должны быть изгнаны.  Соединение человеческого начала с божественным или понимание того, что человек есть порождение Небес и что его поражение есть не что иное, как поражение места (земли, праха) добрых духов, дополняют явную мифологию о сотворенности Богом человека. Все небожители же,  не являясь творцами, служат и помогают Ему бороться против сил тьмы.  Дурной глаз  в большинстве заговоров изгоняется при помощи божеств и духов, которые олицетворяли динамику в мироздании (ветер, заросшая поляна, Верховный Бог, сотворивший эту динамику и т.д.). По всей видимости, это объясняется рядом моментов: дурной глаз – это тьма (къара кёз – черный глаз), сглаз является порождением оборотней и людей, несущих в себе двойственное (и доброе, и колдовское или злое) начало (65). Поэтому посредством изгнания духа сглаза излечивается не только больной, но и его носитель, человек, созданный Богом. Здесь происходит борьба не только со злым духом, но и с человеком – носителем как дурного, так и доброго начала.

Дальше>>
Поделиться новостью:


Реклама от KARACHAYS


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome