Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Суўгъа кирген къургъакъ чыкъмаз.

Календарь

«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Shawnpaund: ????? ??? ? ????? ??? ?? ?? ???? ????? ?? ???? ??? ????, ??? ?? ?? ??? ?????.
...

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: Послесловие: 23 января 2014 г. после продолжительной и тяжелой болезни скончался автор этой статьи Игорь Александрович Г...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Сейчас на сайте

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

С Днем Рождения!

priymachbertNex(44), grishsvetl(33), lavdiknielprop(39), ropkovzinovah(33), pirevofages70(31), katseffreyen(33), Doumeve(42), rurefokasej60(38), RobertBync(34), sevurkine(43), darevohajeh36(35), KinevkaEr(37), zvusafmermrldfy(42), badykelNava(34), vasezlosSl(31), Bernardhob(36), Ronnacoence(43), MerrillScomy(36), xapakhtChoob(36), geronidunelo(31), zenastaGab(41), LeonardRhync(31), Williamfedly(43), ScottWhofe(38), brittanyxp1(37), saundraly69(37), michaelwk1(37), gertrudecq11(37), fredalm3(37), avasb60(37), [Полный список]

Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

$€₽

Светлана Алиева
Карачай и Балкария в составе России

Новая и новейшая история Карачая и Балкарии- от присоединения к Российской империи до конца ХХ столетия – вполне оснащена документами, хранящимися в российских и местных архивах, и национальной памятью народа, но так же еще не написана. Она рассыпана по отдельным этнологическим статьям и обзорным тематическим очеркам, авторы которых озадачены не изложением объективной истины, а утверждением политических интересов господствующей идеологии- и в ХIХ и в ХХ веках. А история Балкарии и Карачая незаурядна при всей своей типичности и весьма показательна для национальной страны.

Присоединение Балкарии и Карачая к России началось с демонстрации силы и мощи империи, выразившейся в погромах аулов, в поджогах и массовых убийствах. Как свободолюбивые горцы Карачая и Балкарии могли на это ответить? Только так, как поется в живущей по сей день песне «ХАСАУКА»:

Кричит дауле:»Хахай, тревога!
Всех родичей, друзей Карачая зовите,
Пусть быстро примчаться к нам,
В черный день окажут помощь.

Кровавый царь совершает много насилий.
Давайте, парни!
Армия царя уже на подступах.
Царь хочет напиться нашей крови,
И в тесном ущелье не дает спокойно жить.

Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги узнал от Амантиша.
Это князь- чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается.

У генерала таки- душевные друзья,
Прямо его рукава, полы.
Это они- наши прямые враги.
К ним у нас очень много исков.

Если это генерал нас победит-
Когти свои в нас вонзит,
Рвать будет нас, уничтожать,
Данью сдерет с нас кожу.

От зла пока мы не сварились,
Пока не попали в плен к злодею,
Объединимся, и о дальних вспомним,
В родном ущелье свой край защитим!

Горные львы! Выходите смело,
Вражье войско валите быстрее!
Пусть рука ловко нажимает курок,
Пусть покраснеют от вражьей крови дороги Хасауки!»

Эбекку улу пошел в крепость за серой,
Очень старался найти ее-
Лавиной завалило огненную жилу.
«О боже!»- сказал Дауут, прикусив губу.

Набрав в одну ладонь огня,
Начал искать не достающее к нему.
Ракитник покрошил,
Серу добавил, все перемешал.

Состав в форму разлили,
Готовые свинцовые пули во врага полетели.
Одному толстому попали в грудь,
Многих подобных ему свалили в пропасть.

В руках смельчаков джигитов
Горские ружья полили беспрерывно.
Все дороги на подступах к Хасауке
Наполнились мертвыми телами.
С воинственным кличем
Горец прыгает с камня на камень,
Смельчак парень- пусть генерала убьет,
Голову его отрежет и принесет нам.

Батыр Умар смело идет.
«Не бойтесь!»- кричит и убивает врагов.
«Догоняйте!»- поджидает отставших,
стреляет и валит врагов одного за другим.

Но вот пуля попала в славного нашего Умара.
В недобрый день он оседлал своего Чубара.
Должен был родиться для такого дня.
Даулет идет закрыть его очи.

Когда кончился огонь, пули кончились,
Деревья, камни взамен огня- ядер полетели.
Хоть стальные тела у войнов львов устали,
Но врагов- офицеров свалили на камни.

Эта битва- война еще долго длилась бы,
И голова генерала досталось бы нам-
Да мало бойцов, на место погибших некому встать.
И оружия нет, воевать нечем.

Враг ворвался.
Цепью по ущелью идет вверх.
Батыр Кайтук взглянул на детей:
Маленькие горцы. Они подрастут
И за пролитую кровь своих отцов отомстят.

Битва при Хасауке состоялась 2 ноября 1828 года ( даты даются по новому стилю). В ней карачаевцы потерпели поражение, закончившееся официальным присоединением к России. Однако стычки горцев с российской армией продолжались вплоть до конца ХIХ века.

В истории Карачая и Балкарииначалась новая эпоха, ознаменованная медленным, растянувшимся на столетие поворотом национального сознания от юго-востока к северо-западу, постепенным отходом от привычных образов и духовных привязанностей, признанием и освоением славянской, русской и через нее европейской культуры. Процесс этот происходил быстрее в состоятельной верхушке народа, озабоченной сохранением положения в новых исторических условиях. Сыновья князей и состоятельных узденей направлялись для получения образования уже не на восток, в мусульманские центры, а в Россию, в русские гимназии, военные училища.

Ко второй половине ХIХ столетия вопрос этнического самосохранения обострился до такой степени, что карачаевцы и балкарцы вынуждены были прислушаться к идее россий ского правления о выезде к единоверцам за рубеж. Места на родной земле не оставалось, умирать голодной смертью никому не хотелось, терпеть притеснения - тоже, а тут сулили деньги на проезд и богатую жизнь в Турции и странах Ближнего Востока. Где-то сокрыты точные цифры подневольных эмигрантов, которые караванами выводились за рубеж через Грузию к турецкой границе и к Черному морю через Екатеринодар (ныне Краснодар). Таких исходов было организовано: крупных четыре , а более мелких – без счета с середины XIX века до первой мировой войны в ХХ веке. Сколько карачаевцев и балкарцев покинуло родные горы? Цифру предстоит выяснить историкам, но, думаю, не менее половины общей численности этноса.

В русской культуре, на страницах литературно – художественной и научной печати появились имена народов Северного Кавказа. Затем – романтические произведения о них, принадлежавшие перу Пушкина, Лермонтова, Бестужева – Марлинского, Льва Толстого и их многочисленных эпигонов. Кстати, по преданию, Бестужев – Марлинский, тело которого так и не нашли, не был убит, а перешел на сторону карачаевцев, принял их веру, женился и положил начало новой карачаевской фамилии. Его потомки затерялись в депортации 1943-1957 гг. в Средней Азии…

Горцы Северного Кавказа вошли в моду ( одежда, вольнолюбие, поступки ), вся в целом кавказская экзотика увлекла российскую интеллигенцию. Она – то и сформировала романтизированную ( возвышенно злодейскую, поскольку горцы все же воспринимались как дикое и вражье племя) репутацию горских народов, очень живучую и существующую и по сей день, хотя ни в XIX, ни в ХХ столетиях она не отвечала реальному горскому характеру.

Во второй половине XIX века в среде карачаевцев и балкарцев появились первые горцы, получившие образование в русских гимназиях, военных училищах и даже университетах. Они – то и стали называться первыми национальными просветителями, которые выступали проводниками и перводчиками для российских ученных, исследовавших край, помогали им записывать фольклор, составлять карты, собирать этнологический материал, писали сами очерки и статьи, зарисовки и пересказы родного фольклора, просвещая не столько земляков, сколько русскоязычного читателя в попытке сломать репутацию злодея и дикаря, поведать миру о красоте, духовном богатстве , благородстве горцев.

Присоединение народов Северного Кавказа принято считать прогрессивным. Так ли это – трудно сказать. Единственный ли это был путь к цивилизации? А если бы народы региона сохранили свою независимость? Думается, на рубеже XIX и ХХ веков начавшиеся научно – технические революционные преобразования никого не оставили бы в стороне, тем более не могли на них не откликнуться предприимчивые, любознательные, быстрые в восприятии открытий времени горцы, в том числе карачаевцы и балкарцы.

Важно другое: у балкарцев и карачаевцев небыло выбора. Они были лишены этого естественного права уже потому, что они оказались в исторической неволе у российской власти. Но они сумели и в этих негативных обстоятельствах не остаться за бортом общего цивилизационного прогресса, органично вписались в него, всегда шли в ногу со временем.

В 1939 году у народов Северного Кавказа , в том числе у карачаевцев и балкарцев, произведена смена письменности с латинской графики на кириллицу, менее отвечающую звуковым особенностям языка. Обученные за 22 года читать и писать латиницей переучивались, все издания на латинице изымались из обращения…

Великая Отечественная война. Цвет карачаевского и балкарского народов пошел защищать Родину, свободу и независимость. Но представленные к высшим наградам за доблесть не получили их: был найден предлог для искоренения неугодных Стаоину этносов ( согласно программе 1930 года ) – измена родине. После ухода Красной Армии и до прихода гитлеровцев отряд НКВД выполнил спецзадание Берии: сжег вместе со всеми жителями 5 балкарских аулов в Черекском ущелье- Сауту, Глашево, Мухол, Верхняя Балкария, Огъары Чегет… их уничтожение же приписали балкарским диверсантам и дизертирам, из-за чего и вынуждены , мол, были советские власти наказать весь балкарский народ. В считанные часы 8 марта 1944 года, стариков, женщин, детей, больных погрузили в товарные вагоны и вывезли в Среднюю Азию и Казахстан. С карачаевцами по такому же ложному обвинению расправились 2 ноября 1943 года – депортировали их туда же. Горцев - в Голодную степь в пустынные районы. Депортация целых народов – в нашем случае субъектов (!) РФ (РСФСР) карачаевцев и балкарцев – явилась редкостным по цинизму и антиконституционности волюнтаристским актом. Депортация тотальная национальному признаку , но по типу политической ссылки с последующим лишением всех гражданских прав – запретом на язык, национальное имя, культуру, с исключением из списка народов СССР и, следовательно , всего мира, угрозой каторги без суда и следствия за выезд с места приписки без разрешения спецкоменданта. Сама депортация неотапливаемых, неприспособленных для перевозки людей товарных вагонах , да еще в зимнее время. По дороге охрана выбрасывала умерших из вагонов под железнодорожную насыпь вдали от населенных пунктов…

До места довезли чуть более половины откровенно уничтожаемогонарода, на месте в первые годы погибла от голода , холода, болезней еще треть. Выжившие все 13 лет депортации реабилитировали себя в глазах простых людей , ждали и надеялись на торжество справедливости. Указ о возвращении на Родину был воспринят с такой же радостью и слезами, как и весть о Победе в Великой Отечественной войне.

Вернулись.

Вернулись в разрушенные , заросшие сорняками аулы, к разоренным очагам. Жизнь целого покаления ушла на то , чтобы построить их вновь. Возвели крышу над головой, и начались бесконечные нерешаемые проблемы: в балкарских и карачаевских аулах самые убогие школы и клубы, практически отсутствует медицинское обслуживание, самая высокая детская смертность, молодежи работать негде, приходится уезжать в поисках заработка… призванные на воинскую службу молодые карачаевцы и балкарцы дискриминированы как представители репрессированных народов , их определяют на неквалифицированные работы, не допуская никакого обучения…

Все эти годы карачаевцы и балкарцы поражали сдержанностью и целеустремленностью к восстановлению своего национального достоинства.

Карачаевцы и балкарцы остаются в списке малочисленных народов РФ, но трезво, критически и творчески независимо мыслящими современниками, полезными не только у себя в горах, но и для всей страны. Продекларированная государственность в объединении с чуждыми по языку и политическим устремлениям народами- Кабардино – Балкарская и Карачаево – Черкесская республики – остается фикцией.


Поделиться новостью:


Реклама от KARACHAYS


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome