Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Асыры татлы болсанг ашарла, асыры ачы болсанг атарла.

Категории раздела

История [54]
Религия [21]
Культура [29]
Политика и экономика [8]
Разное [28]
Стихи, поэмы и сказания [20]
Спорт [15]
Къарачай-малкъар (алан) тилде [24]
Карачаево-Балкарцы в исторических хрониках [28]
Известные люди [70]
Карачаево-Балкарская кухня [35]
Интернет [2]
Геродот [45]

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

Статьи

Главная » Статьи » История

§9. Поход Тимура и передел этнической карты

Правитель азиатской державы Тимур (ум.1405), прозванный Железный Хромцом, в свое время поддерживал чингизидского принца Тохтамыша, которому помог стать ханом Золотой Орды. Однако неизбежное соперничество за азиатские просторы привело к началу открытых военных действий между вчерашними союзниками. В начале марта 1395 г. Тимур со своей огромной армией вторгся через Дербентский проход на Северный Кавказ. Как гласят летописи, когда войско развернулось, то крайний фланг его правого крыла располагался у подножья Кавказских гор, а крайний фланг правого крыла стоял на каспийском побережье (по тюркской традиции, в авангарде шло левое крыло). По пути завоеватель «наказывал» народы и племена, поддерживавшие Орду. Первыми стали кайтаги (даргинское племя), у которых «из множества не спаслись /даже/ немногие и из тысячи один» (Низамеддин Шами). Затем завоеватель вторгся в Чечню (где удобная переправа еще до недавнего времени носила название Копыр Аксак Темыр – «Мост Хромого Тимура»), перешел Терский хребет, оттуда двинулся к р.Куре (совр. Ставрополье). После этого он оказывается в «область Джулат».

Недалеко от места впадения р.Сунжи в Терек 15 апреля произошло генеральное сражение, в ходе которого Тохтамыш разгромлен и бежал на север. Некоторые его военачальники (напр., эмир Утурку) скрылись у союзников асов-алан в горах. Оставив на р.Куре часть своих войск с обозом, Тимур двинулся за Тохтамышем, и, хотя, «днем и ночью шел по его следам», не смог настичь и вынужден был вернуться и осесть в г.Азаке (Азове). Отсюда он двинулся на Нижнюю Кубань поздней осенью 1395 года. Пока он несколько дней отдыхал здесь, его отряды «опустошили и ограбили» черкесские улусы «до берегов Франкского моря, называемого морем Азакским (Азовским,- Ред.)», а затем «с несметной добычей и громкими победами они прибыли в высочайшую орду» (Абд ар-Раззак Самарканди). Далее Тимур продолжил движение вверх по Кубани и вторгся в Западную Аланию (Карачай), к горе «Эльбурз». Здесь он обрушился на владения асских князей Буракана и Буриберди, где было «много крепостей и без числа больших областей». Захватчикам пришлось проникать в горных ущелья, прокладывая просеки в густых лесах, овладевая укреплениями и разрушая их. Затем были атакованы крепости Кулу (Кули) и Тауса, которые находились на таких недоступных высотах, что у человека, смотрящего на них снизу, «глаза застилались туманом и падала шапка с головы» (Низамеддин Шами). Как отмечает летописец, крепость Тауса располагалась на третьем ярусе горы словно орлиное гнездо и до нее даже не долетали стрелы, пущенные снизу. Тем не менее, войска Тимура захватили эти твердыни, перебив при этом «множество людей».

Источники утверждают, что разорив «область /племя/ Иркувун», Тимур двинулся против крепости Пулада к Кабчигаю (или Капчигаю, так называется горный массив на р.Чегеме), где укрывался бежавший в горы Утурку – военачальник Тохтамыша. Крепость Кабчигай «находилась в чрезвычайно труднодоступном месте и тамошние жители, заняв вход в ущелье… отчаянно стали сражаться». Пройдя через заросли чащи, сквозь которые «даже ветер не мог пройти», захватчики овладели Кабчигаем. Правда, трем группам защитников крепости удалось уйти (среди них и Утурку), хотя позднее значительная и их была захвачена и казнена. В Чегемском ущелье сохранились топонимы, связанные с походом Тимура.

Добавим, что в ходе рейда на Капчигай войска Тимура сделали однодневный привал в местности Балкан (топонимы «Большие Балканы», «Малые Балканы» существовали близ горы Кинжал, в верховьях р.Малки). Предполагается, что завоеватель шел из долины Кубани через верховья Кумы.

После захвата Кабчигая Тимур направил отряд во главе со своим сыном Мираншахом в местность Аяса (Абаса) для захвата чумевшего скрыться ордынского эмира Утурку (предполагается связь с наименованиями с.Хабаз и урочища Харбаз в Приэльбрусье248). Предполагается, что отряд шел из Чегемского ущелья по маршруту перевал Кёк-Таш – Баксанское ущелье – перевал Кырдык-Аууш – верховья р.Малки – верховья Кумы и Подкумка. Здесь местность была разграблена, а беглый эмир – наконец, схвачен и помещен под арест при ставке Тимура. В этом месте, близ места впадения р.Эшкакона в р.Подкумок, располагается Рим-Горское городище, где после 14 века «археологический материал не обнаруживается» (Э.Ртвеладзе)249, т.е. исчезновение жизни на нем совпадает со временем походов Тимура.

По долине р.Подкумка шел путь в Бештау (в летописях Бишдаг), где войско завоевателей стало лагерем. Отсюда, как сообщают летописи, оно совершило поход в «область Симсима», в высокогорье которого Тимур «завоевал все крепости и приказал, чтобы жителей их, связав бросили с крепости вниз. И еще в горах он взял бесчисленные крепости».

Весной следующего, 1396 г. Хромец совершает поход в местность Ушкуджа/ Ушкуджан близ Эльбруса (в Карачае имеются топонимы Учкур/ Учкул/Учкулан; поэтому летописный топоним «Учкуджан» мог быть слегка искаженным словом Учкурджан/ Учкулджан: от учкур/учкул+ джан «сторона»; по типу приэльбрусского топонима Балканджан=Балкан+джан).

Это был последний рейд Тимура против алан, после чего он вскоре окончательно покинул Северный Кавказ, навсегда оставшись в памяти местных народов. О походе Тимура против Рим-Горской крепости /Рум-Къала/ известны карачаевские предания (одно записано еще в 1840-е гг.). Оно связано и с именем княгини Акбилек (Акъбилек; букв. «Белорукая»), которая вместе с витязем по имени Ёрюзмек и владела этой крепостью. По преданию, после гибели ее мужа на охоте пришла весть о приходе огромного войска Асхак Темира /Железного Хромца/. Акбилек приняла решение защищать Рум-Калу, но, после ожесточенной обороны, поняв, что может быть захвачена в плен, покончила с собой, прыгнув с обрыва на камни250.

Имя Асхак Темир вошло в нартский эпос карачаево-балкарцев, где фигурирует как волшебник и приемный отец одного из эпических героев251.

Поход Тимура, включая и термин «Кула», отражен в древней карачаевской песне «Крепость Гиза» (Гиза Къала), которую мы приводим в переводе в подстрочном переводе:

Черная вода, которой, хлебая, не насытятся собаки,
С кровью смешавшись, стала морем, потоком, который не переплывут гнедые кони,
Поле Кула /столь ровное/, по которому не покатится яйцо,
Стало таким широким, что его не перелетят сороки.
В тот день, когда мы сражались, 
Бухарцев было больше, чем навоза на земле.
Словно град, падали на нас бадраши (термин непонятен),
Воюющие плакали, словно девы.
Ударами камней /враги/ разбили святые ворота крепости Гиза,
Тех, кто в крепости заставили рыдать больше тех,
Кто находился снаружи.
Загоны для скота, дома не оставили на месте, разрушили,
Чести женщин не соблюли, ой, опозорили,
Наших детей разделали как ягнят для шашлыка.
Ой, что нам поделать, умножились черные дни,
Бухарцы были зверьми хуже зверей252.

Войска Тимура в этой песне именуются «бухарцами» в связи с тем, что г.Бухара, входившая в состав империи Железного Хромца, стала известна на Кавказе как один из крупнейших культурных и религиозных центров мусульманского Востока. В Карачае именно с этим городом связывается происхождение выдающегося исламского миссионера шейха Абдуллах Бухарачы («Бухарского»).

Упоминаемый в песне термин «Кула» встречается и в карачаево- балкарском эпосе «Нарты»:

Салам джыйыб, Къула тюзге джайдыла,
Ассыланы джыйыб, тилек тилелле.
Собрав солому, разложили в поле Кула,
Собрав ассов, обратились с молитвой.

«Поле Кула» здесь сочетается с термином «ассы» (Тимур воевал с асскими князьями). Другой термин, упоминавшийся в летописи – «Таус» имеет явное созвучие с именем Тауас /«Горный ас»/, который носит карачаево-балкарского эпоса (напр., нартское сказание «Тауас и Ёрюзмек)253.

Главным итогом нашествия Тимура стало демографическое опустошение Верхней Кубани, откуда исчезли сотни поселений. Часть населения была уведена захватчиками в плен, другая – спаслась на южных отрогах Главного Кавказского хребта (в Абхазии, Сванетии, Мегрелии и др.). Позднее многие беглые аланские семьи возвращались на историческую родину, что и отразилось в многочисленных фамильных преданиях карачаевцев о приходе их предков из Абхазии, Сванетии, Мегрелии и т.п.

Лишь небольшие группы местного населения смогли укрыться на своей земле, преимущественно – в высокогорье и лесной зоне нагорья. С их объединением в единое сообщество, составившее раннефеодальное горное княжество, связан цикл преданий о Карче – легендарном собирателе и предводителе народа. От него ведет происхождение большинство аристократических родов Карачая.

На равнинную часть исторической Алании с течением времени мигрировали восточные адыги (кабардинцы и отчасти бесленеевцы) и абазины, которые, таким образом, не захватывали данные территории, а заселили опустевшие районы. Кабардинский археолог А.Х.Нагоев прямо указывает на то, что массовое переселение адыгов на земли исторической Алании могли произойти только не ранее конца XIV в., именно после разрушительного похода Тимура254. В связи с этим он отмечает, что «окончательное поражение, нанесенное Тимуром Золотой Орде в конце XIV в., объективно создало на Северном Кавказе благоприятные условия для расселения кабардинцев»255. Такие же взгляды разделяет и другой крупный кабардинский археолог, Р.Ж.Бетрозов. «Дата, предложенная А.Х.Нагоевым, - пишет он, - более приемлема, так как у автора комплексный подход к решению проблемы, с учетом не только письменных данных, но и большого количества археологических памятников… Наиболее благоприятная внешнеполитическая обстановка на Северном Кавказе создалась для адыгов именно в XIV в.»256 (точнее после окончательного ухода Тимура в конце того столетия). Конечно, такая миграция вряд ли происходила немедленно после ухода завоевателей, которые, как показал Тимур, имели свойство возвращаться. Можно полагать, что массовые миграционные процессы в Верхнюю Кубань начались не ранее второй половины XV в.

Карачай с древнейших времен до 1917 года. Историко-этнографические очерки
Глава вторая. Политическая история (Р.Т.Хатуев)

 

 

 

Добавил: Апсаты (31.01.2015) | Источник: http://Karachai.ucoz.ru
Просмотров: 1799 | Рейтинг: 0.0/0 |
Реклама от KARACHAYS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome