Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Байлыкъ билимсизге душманды.

Категории раздела

История [54]
Религия [21]
Культура [29]
Политика и экономика [8]
Разное [28]
Стихи, поэмы и сказания [20]
Спорт [15]
Къарачай-малкъар (алан) тилде [24]
Карачаево-Балкарцы в исторических хрониках [28]
Известные люди [70]
Карачаево-Балкарская кухня [35]
Интернет [2]
Геродот [45]

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

Статьи

Главная » Статьи » Разное

Коневодство на Северном Кавказе
Н.Будаев член-корреспондент академии БОП

Коневодство на Северном Кавказе
о происхождении горных пород лошадей

Нальчик - 2006

«Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не может танцор на земле»
Абу Ибн Хасул

От автора.

Многие исследователи нередко сравнивают Кавказ с малой моделью мира и этому есть причины: здесь на относительно небольшой территории проживают несколько десятков национальностей. Большой Кавказ - это страна различных климатов, где есть горы, леса, предгорные степи, моря, вечные ледники и субтропики. Возможно, многогранность климата и рельефа отразилась и на этническом облике края. Народы Кавказа хоть и были в недавнем прошлом схожи в этнографическом плане: по одежде, вооружению, этикету и стереотипу поведения, но в тоже время имеют значительные различия по языку, религиозным верованиям, способам хозяйствования. К примеру одни народы тяготеют к земледелию, виноградарству и виноделию, тогда как другие не имеют об этом даже представления и заняты в основном животноводством.

В данном исследовании акцент поставлен на одном, довольно значимом вопросе – о древности традиций коневодства у того или иного кавказского народа. Ученые, согласно археологических данных, относят эту традицию к эпохе бронзы и связывают ее с влиянием мира кочевников. А, как известно, классическими кочевниками та же наука обычно представляет тюрков, называя их зачастую, от избытка чувств тюркофобии, – «северными иранцами». Не углубляясь в этническую историю народов юга России, заметим, что при описании номадов античные исследователи отмечали у них высокий уровень развития коневодства. Этот факт отмечается в эпоху, гуннов, авар, хазар, алан, печенегов, половцев и т.д. которые внесли огромный вклад в развитие коневодства в Европе. Лошади тюрков высоко ценились во всем мире: ими вооружались элитные подразделения самых сильных армий; их дарили императорам Рима, Китая и Персии. Любопытно отметить, что до позднего средневековья лошади в Европе представляли собой настоящее сокровище, и обладали ими только аристократические слои общества. К примеру, испанское слово «кабальеро» происходит от «кабальо» -лошадь и буквально переводится как «всадник-дворянин».

Сегодня в мире насчитывается около 250 пород лошадей, учитывая древность коневодческой традиции у тюркских народов, которыми выведен не один десяток пород лошадей, было бы неправомерно отрицать вклад карачаево-балкарского народа в создание одной из пород, которая называется «карачаевской».

Должен заметить, что в последнее время это не единственный повод для дискуссий, поскольку подобные споры идут и о древности проживания на Центральном Кавказе того или иного народа, этнических территориях, элементах культуры: одежда, пища, танцы, эпические сказания и т.д., особое удивление вызывают появившиеся в последние несколько лет наукообразные гипотезы о недавней политической и культурной доминанте адыгов, и в частности Кабарды над всем Северным Кавказом, «от моря до моря». Поэтому «лошадиный вопрос» - это лишь одно звено в цепи подобных споров.

Надеюсь, что представленный материал, построенный исключительно на данных исторических источников XII-XX веков и справочных материалах по коневодству, вызовет интерес у специалистов и простых читателей, поможет им сделать правильные выводы по рассматриваемому вопросу: вопросу о происхождении горной верхово-вьючной породы лошади, называемой сегодня как «карачаевской», так и «кабардинской», определению этноса, который ее создавал на протяжении многих поколений, и того ландшафта, который сформировал ее четко обозначенные породные качества.

Лошадь на вершине Эльбруса.

История восхождений на высочайшую вершину Европы – Эльбрус (5642м.) имеет свою давнюю статистику. Издавна на нее поднимались пешие альпинисты, в последние десятилетия ее покоряли на мотоциклах, спускались на вершину на парашютах, пытались подняться даже на автомобиле.

В ряд подобных экзотических рекордов альпинизма вошло и восхождение на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Так в 1998 году группа карачаевских коневодов совместно с балкарскими альпинистами решила совершить восхождение на Эльбрус на лошадях карачаевской породы с целью привлечь внимание конезаводчиков мира и потенциальных спонсоров к необыкновенной выносливости этой породы. Эта акция была направлена на сохранение и дальнейшее развитие этой весьма ценной породы. Экспедицию возглавили Клычгерий Урусов и Ахмат Тебуев. Они провели качественную подготовку лошадей, организовали группу восхождения и успешно его совершили 8-12 августа 1998 года. Однако в программе «Время» российского телевидения, прокомментировавшей это спортивное мероприятие, неожиданным образом прозвучала очередная «этническая» поправка: лошади карачаевской породы, выращенные на одном из конезаводов Карачая, были объявлены – кабардинскими. Вероятно, за этой экспедицией усиленно следили те отдельные недоброжелатели, у которых сам факт существованияжеребец карачаевской породы Хурзук, поднимавшийся на Эльбрус карачаевской породы лошадей почему-то вызывает раздражение и неприятие, а их возможности позволяют дезинформировать общественность даже через общероссийскую программу «Время». Таким образом, также как и в случае с первовосходителем на Эльбрус – карачаевцем Киларом Хачировым, объявленным, спустя много лет кабардинцем, история фальсификаций повторилась, но уже на зоологическом уровне. К счастью, очередная чугунная плита с арабской вязью по поводу этнорекорда первовосходительства не появилась.

Подобные факты попыток фальсификации исторической действительности и стали толчком для исследования данной темы по коневодству.

Исторические сведения о горных лошадях Северного Кавказа.

Пород лошадей, способных удовлетворительно работать в условиях высокогорья в Европе и Азии не так уж много. Следует отметить их характерные особенности на примере карачаевской лошади, разведением которой на протяжении веков занимались балкарцы и карачаевцы. «Карачаевская порода, верхово-упряжная горная порода, близкая по происхождению к кабардинской. Отличается более массивным телосложением». (Д.Я.Гуревич «Словарь справочник по коневодству», М., с.77, 1991г.).

Действительно эти породы очень похожи, но классификация данной породы как горной, указывает на ее распространения из горного Карачая и Балкарии в равнинную Кабарду. Обратный путь распространения готовой горной породы лошади – с равнин в горы - необъясним с точки зрения ее породных качеств, конституционных и физиологических особенностей.

Горную среду, как ландшафт формирования карачаевской и кабардинской пород, отмечают все источники по коневодству: «Кабардинская порода, верхово-упряжная, выведенная в горных районах Северного Кавказа… Эта лошадь может уверенно двигаться под всадником или вьюком по горным тропам». (Там же с. 73)

В фундаментальном справочнике по коневодству в СССР сказано: «Кабардинская лошадь выведена в горах и предгорьях Северного Кавказа. Эта местная (аборигенная) порода лошадей верхово-вьючного типа. Происходит из горных лошадей Кавказа…. Табунное воспитание и систематические передвижения в горной местности выработали у этой породы способность хорошо ориентироваться в горах, осторожно передвигаться по горным тропам, легко преодолевать значительные подъемы и спуски, а каменистый грунт способствовал образованию исключительно прочного копыта». (ВНИИК, «Книга о лошади», Москва, 1952 г., с.262).

Там же дан краткий анализ о генезисе кабардинской породы лошадей:

«Происходит она от местных, горных лошадей Кавказа. В ее образовании приняли участие южные породы: карабахская, туркменская, арабская и степные породы, поступавшие из южно-русских степей, а также с Востока. Некоторое влияние оказала на кабардинскую породу ногайская лошадь, долгое время разводившаяся на Северном Кавказе, в непосредственной близости от районов разведения кабардинской лошади» (Там же, с.461).

«В Терской области в 1892г. числилось до 37,5 тыс. табунных лошадей, из которых 20 тыс. голов были ногайской породы, остальные – кабардинской и смешанных пород». (П.А.Шацкий «Сельское хозяйство Предкавказья в 1886-1905гг.» // НВСЭРЮВР. с.158; «Военно-статистческое описание Терской области», ч.1. Тифлис, 1888г. с.67-68)

В специальной литературе по коневодству неоднократно подчеркиваются специфические особенности горных пород лошадей, обусловленные их выведением в условиях высокогорья. Так, например, пишется и о кабардинской лошади: «Весьма ценна также кабардинская порода лошадей, созданная в горных районах Северного Кавказа еще в XVIII и XIXвв. Это типичная верхово-вьючная порода, приспособленная к высокогорным условиям». (3, с.82)

Совершенно очевидно, что эти характерные качества породы вырабатывались веками в горах, при определенных условиях эксплуатации (доставка грузов на горные коши, продукции животноводства с кошар в села, транспортировка сена, переходы через перевалы и т.д.) и связаны с бытом, методами хозяйствования и потребностями именно горского населения – карачаевцев, балкарцев. У степных и предгорных пород лошадей подобные качества отсутствуют в силу равнинных условий их эксплуатации и разведения. Возникает вопрос, откуда у лошади равнинной Кабарды могли сформироваться столь выраженные качества адаптированности к высокогорью – свыше 2000 м. над уровнем моря, и для чего они были нужны жителям равнин?

Возникает вопрос и о древности участия карабахской, туркменской и арабской пород в формировании карачаевской породы. Насчет датировки использования ахалтекинцев населением горной Балкарии и Карачая можно сослаться на мнение известного этнографа В.Б.Ковалевской, вот что она пишет:

«К VIII-XI вв. у алан в качестве верховых употреблялись два вида лошадей – быстроаллюрные кони типа ахалтекинцев и лошади горного типа, похожие на карачаевских»

Роль средневековой Алании (раннефеодального государства карачаево-балкарского народа) в выведении и разведении породистых и адаптированных к ландшафту коней, подтверждается и данными из адыгской версии нартского эпоса. Один из персонажей эпоса завидует своему противнику, чей конь «объезжен в Алунии», «приучен к седлу в Алунии», т.е. Алании. (П.У.Аутлев. «О сираках, роксоланах и аланах нартского эпоса.- XVII вв.», Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов и сообщений. Майкоп, 1992, с.56).

Отличительной особеностью карачаевской и кабардинской пород лошадей является горбоносость. В данном случае следует добавить, выпуклый профиль или горбоносость встречается в основном только у тяжеловозных пород лошадей. Как исключение этот признак встречается у нескольких пород верхо-вьючного типа: липпицианской лошади, староиспанской, карачаевской, кабардинской и кустанайской. Историк-алановед Р. Хатуев считает, что староиспанская порода лошадейЖеребец балкарской породы 
Каспар, вьючного типа (3, с.61) появилась в Испании вместе с аланами, предками балкарцев и карачаевцев. То, что аланы вместе с вандалами и готами были в Испании (Готалания - Каталония) общеизвестный факт. К тому же, по мнению многих ученных, одним из несомненных очагов одомашнивания дикой лошади являлась обширная область Средней Азии и Юго-восточной Европы.

Важно отметить, что лошади изображенные на изделиях скифской торевтики в профиле также горбоносые. (Ваза из Чертомлыкского кургана, сосуд из кургана Солоха).

Авторитетное мнение специалиста-этнографа в данном случае подтверждает мнение специалистов-коневодов об участии азиатской лошади в формировании карачаево-кабардинской породы, но при этом дана и исторически обоснованная датировка этого процесса – VIII – XI вв.. Говоря об этом периоде невозможно утверждать о присутствии кабардинского этноса в пределах Центрального Кавказа, (исторической Алании – современные Карачай и Балкария). Территорией их проживания вплоть до конца XVII века являлось восточное побережье Азовского моря и нижнее Прикубанье.

Теперь стоит сопоставить данные древности горской (карачаево-балкарской) породы лошадей, отмечаемой в приведенных средневековых источниках VIII-XI вв. с известной позднесредневековой (конец XVI в.) территорией расселения кабардинцев на восточном побережье Азовского моря (данные венецианских, генуэзских карт XVI в.).

(ОБРАТИ ВНИМАНИЕ НА ТОПОНИМ КАБАРДА В ПРИАЗОВЬЕ КОНЦА XVI ВЕКА. КАРТА ВЕНИЦИАНСКАЯ (ГЕНУЭЗСКАЯ) – Р.Т. ).

Согласно этнической истории карачаево-балкарцев и кабардинцев и сведениям о территориях их проживания говорить о приазовском, а не кавказском, горском генезисе рассматриваемой породы горской лошади, не приходится. Этнический термин в названии породы не должен смущать, ведь существуют иные «этнические» породы лошадей: арабская, английская, венгерская, ногайская, туркменская, киргизская и т.д. Почему тогда карачаево-балкарцы не могут утверждать, что их предками была выведена своя, адаптированная к высокогорью Кавказа порода лошади, ведь учить тюрков коневодству – это все равно, что учить французов или грузин виноделию. В силу этих фактов региональный приоритет карачаево-балкарцев не должен быть предметом претензий, спекуляций или обид. Наибольший вред истории Карта Приазовской Кабарды. (по книге «Кондратий Афанасьевич Булавин» приносит невежество, и предвзятое к ней отношение. Видимо стоит напомнить, что из тюркского мира распространились в мире стремена, путы, аркан, тактика стрельбы на скаку, шашка, создание и применение конных армий. Наверное, нет такой земли в Евразии, где не ступали бы копыта тюркских коней.

По мнению арабских коневодов, их порода берет свое начало от туркменских ахалтекинцев. Все современные чистокровные английские лошади восходят по прямой мужской линии к трем восточным жеребцам. Один из них, Бейерлей-Терк (отбитый у турок при осаде Вены в 1683г.) был выращен в Турции; второй –Дарлей-Арабиан (купленный в Алеппо и ввезенный в Англию в 1710г.) – был, судя по сохранившемуся изображению ахалтекинец; третий – Годольфин-Арабиан, - был северо-африканской лошадью.

Даже в XXI веке у каждого тюркского народа сохранилась своя порода лошадей. Лошади тюркских народов известны в истории с древнейших времен, изображения их сохранились на наскальных рисунках Алтая, Тувы и Казахстана. Считается, что именно тюрки первые приручили дикого коня, их вклад в истории коневодства огромен. Единственный народ в мире кто разводит лошадей за полярным кругом это тюрки якуты, их порода считается самой северной в мире. Противоположность ей лошади туркмен, одна из красивейших южных лошадей мира. Большое влияние в формировании местных пород России оказали лошади тюркских народов: хазар, печенегов, половцев, торков, туркмен и татар.

В этой связи напомним мнение выдающего историка Л.Н.Гумилева о том, что «балкарцы и чуваши сложились раньше, чем сами древние тюрки». Наверное, эти народы, сложились со всем этническим комплексом: материальной и духовной культурой, традициями животноводства и коневодства.

Об успехах в коневодстве жителей Северного Кавказа пишет и академик В.А. Гордлевский:

«В эпоху Сельджукидов в Малую Азию поставляли с Кавказа лошадей «тавлинских» пород» («Избранные сочинения» т. I, М. с. 144, 1960 г.).

Стоит обратить внимание и на то, что термин XI-XII вв. - «тавлинская порода», происходит от тюркского слова тау/тав – гора, одного из самоназваний балкарцев и карачаевцев таулу – горец. Да и в дореволюционных российских изданиях эта породы – карачаевская - часто именовались «горской породой» - «тавлинской».

В средневековье после вторжения войск Чингисхана, войны из тюркских народов, точнее половецкой конфедерации оказались в Египте. Они известны в современной истории как мамлюки, гулямы. Судьба этих воинских формирований имеет славные страницы. Они создали ксенократийные государства от Бенгалии до Египта, защитили мусульманский мир от крестоносцев. В течение 400-летнего правления мамлюки оставили множество письменных документов: словари, трактаты по военному искусству, поэмы и стихи на родном им тюркском языке. По мнению известных востоковедов, этот язык наиболее близок современному карачаево-балкарскому диалекту тюркского языка. Оторванные от основного массива этноса они, в конечном итоге, растворились в среде окружающих народов, оставив о себе славную память. («Происхождение мамлюков», г.Алмата. издательство «Кочевники», 2004г., с.80).

Вот что писал арабский историк XIII века Ибн-ал-Ибри о тюрках мамлюках и их лошадях:

«Что касается тюрков, они искусней всех в верховой езде. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с недоступной никому легкостью. Тело тюрка совсем не тяготит спину лошади, ноги его не оставляют следов на земле. Что касается выносливости в движении рысью во время длительных походов, никто не может сравнится с тюркским скакуном

Вряд ли можно считать арабов дилетантами в коневодстве, они создали одну лучших пород лошадей в мире. Как мы видим, наблюдательный историк, тонко заметил особые отличительные качества этой породы, отсутствующие в арабских скакунах. Любопытно отметить, что именно этими характерными качествами отличается карачаевская порода от других лошадей. Исторически известно, что в средневековье с Северного Кавказа экспортировали в большом количестве лошадей в страны Востока.

У балкарцев, по словам российского исследователя Н.А.Караулова, коневодство стояло «довольно высоко». «Сорт балкарской лошади, - пишет он, - очень хороший, она неприхотлива и вынослива, невысокого роста, крепкое небольшое копыто очень цепко, и лошади эти незаменимы в горах». Слова эти относятся к началу XX века, поэтому можно заключить, что в это время балкарцы разводили в основном свою породу лошадей.» («Балкарцы на Кавказе»// СМОМПК. 1908г. Вып. 38. с.142).

А если точнее, - карачаевскую, поскольку это единый народ, все что сказано о балкарской лошади относится и карачаевской и наоборот.

Б.А.Калоев отмечает: «По данным многих авторов, относящемся к этому же времени у балкарцев было довольно много лошадей, по-видимому, преимущественно местной породы, во всех пяти обществах: в Баксанском - 1302 головы, Чегемском - 2096, Хуламском - 871, Безенгиевском - 422, Балкарском – 1209. (итого 4900) Балкарская лошадь имела большое сходство с осетинской, эта порода, несомненно, была создана общими усилиями обеих народов». (СНСК, с.73).

Возможно, Калоев прав, если иметь в виду, родственные отношения карачаевцев, балкарцев и дигорцев, причем в остальной части Осетии по этнографическим сведениям коневодством практически не занимались. Это относится и к мулам: «Мулов разводили по этнографическим данным, только в Балкарии, отчасти в Западной Осетии – Дигории» (Ук. р. с.85).

Этот факт отметил в свое время и выдающийся осетинский поэт Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа»: «Лошадь была прежде роскошью. Она применялась только для верховой езды и перевозки вьюков».

Надо отметить, что в Осетии середины XIX века владелец, имеющий 2-3 лошадей, считался богатым. (Газ. «Терские ведомости», 1874г., №28).

Следует сказать, что для климата и рельефа горной Осетии и Чечни наиболее подходила горная карачаево-балкарская порода лошади, поэтому ближайшие соседи и закупали их в Балкарии. Даже в мифологии осетин коневодческий термин «аласа» – мелкая порода горных лошадей (осет.), свидетельствует о карачаево-балкарском происхождении как самого термина, так и факта приобретения лошадей в Карачае и Балкарии. Указанный термин «алаша» означает в балкарском языке «низкорослый; порода лошади; мерин». Вот, что пишет В.Пфаф об этой «созданной общими усилиями» лошади:

«Можно только удивляться,- пишет он, - необыкновенному проворству, силе и ловкости этих прекрасных горских лошадей. Сидя на такой лошади, можно поручить себя ее инстинкту и, закрывши глаза, переезжать через самые страшные пропасти. Я даже советую закрывать в подобных случаях глаза, потому что тогда голова не кружится и ездок не может терять сознание, что очень возможно при непривычке к подобным ощущениям». (В.Пфаф. «Путешествие по ущельям Северной Осетии» // ССКГ. 1871г. т. 1. с.152).

Факты свидетельствуют, что карачаево-балкарская лошадь закупалась в Осетию, Ингушетию, Чечню, Грузию и Кабарду, и перепродавалась оттуда далее. Но транзит любого товара не говорит о его собственном производстве, иначе надо предположить, что средневековая Византия или Хазария, торговавшие в Европе китайским шелком, сами же его и производили. В качестве дополнительного аргумента обратимся к фольклору. Ведь в нем отражаются многие исторические факты. Так, например, в исторических песнях кабардинцев неоднократно упоминаются знаменитые «осетинские» кони: «Сел Саралп на осетинского коня», или «Кто на гнедом осетинском коне своем» (Ш. Ногмов «История адыгского народа», Нальчик, 1982 г. с.122; «Историко-филологические труды», т. 1, Нальчик, 1956г. с.101.).

Очевидно, что подобные реалии фольклора не поддаются объяснению с точки зрения традиционных представлений о коневодстве на Северном Кавказе. Ведь в исторически обозримом прошлом, как и сегодня, народы Центрального Кавказа не имели понятия об осетинской лошади, как о чем-то особенно выдающемся. В тоже время, выведенные в Карачае и Балкарии породы лошадей получили известность не только на Кавказе, но и далеко за его пределами, те же осетины закупали лошадей в Балкарии и Карачае.

Так почему же в фольклоре кабардинцев воспевается именно «осетинский» конь (по сообщению Ш.Ногмова - Н.Б)? Появление данного определения вызывает недоумение, если учесть, что этнический термин «осетин», «овси» - это русско- грузинское название осетин. Весь секрет, состоит в том, что кабардинцы на своем языке называют балкарцев, карачаевцев и осетин (дигорцев) единым этнонимом «кушха». Это дает основание для того, чтобы утверждать, что под «осетинским» конем, в данном случае, подразумевается карачаево-балкарская лошадь. Вероятно, термин «осетинский» (кушха), который в кабардинском языке идентичен термину «балкарский» (кушха), был использован Ш.Ногмовым по неведению или умышленно «переадресован». В результате этого карачаево-балкарская лошадь в эпосе кабардинцев – стала осетинской.

В XIX - начале XX века основной рынок по продаже лошадей и скота находился в равнинной Кабарде. Сюда, пригоняли с гор лошадей и балкарцы, зачастую продавая их посредникам, а те реализовали их далее. Это реальности рынка, обозримые и сегодня. С.М.Буденный отмечал: «Барышники по низким ценам скупали в Кабарде лучших лошадей и в значительном количестве вывозили их отсюда».(5, с.462). Но о «значительном» поголовье лошадей в Кабарде - в 20–е годы и эпоху командарма С.М.Буденного, говорить не приходится, поскольку статистические данные на 1927 год свидетельствуют о том, что во всей Кабарде насчитывалось 172 единиц поголовья (!!!).

В тоже время у карачаевцев и балкарцев сохранялась и широко разводилась собственная порода, которую они вывели, и сохраняют до наших дней, в отличие от кабардинцев. А сегодня, современные кабардинские историки голословно заявляют, что в Кабарде было 10 пород лошадей, как заявляет д.и.н. С.Х. Мафедзев: «Нет необходимости приводить названия всех адыгских пород лошадей. Их было не меньше десятка».

В истории коневодства это небывалый случай, когда у малого народа было бы столько пород, и все они загадочно исчезли. Напрашивается вопрос, а почему сохранилась карачаевская порода? Это притом, что карачаевцы и балкарцы были высланы с исторической родины, все их колхозной и личное имущество было экспроприировано или разворовано. Все поголовье их лошадей, в том числе племенного, было передано в колхозы и конезаводы Грузии, Черкесии, Кабарды и Ставропольского края.

Карачаевская порода лошадей уже издавна была известна как на юге (как отмечалось ранее, уже в XI веке у сельджуков), так и на севере от Кавказа в XX веке. Об этом в 1913 году упоминает А.А.Атаманских, известный ветеринарный врач, один из ведущих специалистов Батал-пашинского отдела:

«Карачай, в данном случае, играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10 000 лошадей ежегодно, и свыше 100 тыс. овец. Карачай- заслуживает особенно серьезного внимания потому, что эта отрасль сельского хозяйства в этом чисто скотоводческом районе служит не только источником существования самого населения, но этот район является солидным поставщиком всех видов сельскохозяйственных животных и может служить обширным рассадником улучшенных пород» (А.Атаманских «Животноводство в Карачае Кубанской области», Ю-ВХ, 1913 г., №2, с.49)

Лошадей продавали главным образом на местных рынках Баталпашинского отдела, часть лошадей шла в Терское казачье войско и в Закавказье. Значительное количество карачаевских лошадей шло и для пополнения казачьих кавалерийских полков, к росту этих лошадей предъявлялись строгие требования (2 аршина 2 вершка). К.Ф. Ганн писал, что здесь:

«…у богачей имеются табуны в 1000 и более лошадей. Они высокого роста и крепкие, на них навьючиваются тяжести до 30 пудов». К числу таких владельцев в Карачае относились, например, Байчоровы, Карабашевы, имевшие 1500 голов, Кубановы – 500, Текеевы – 300 и т.д.» (К.Ф.Ган «Верховьях Кубани и Теберды» // К. 1894г. №3.).

В Балкарии значительными табунами лошадей владели фамилии князей Абаевых, Шакмановых, Урусбиевых, Келеметовых, Малкаруковых, Барасбиевых, узденей Гергоковых, Этезовых, Хочуевых, Макитовых, Мамашевых, Ахматовых и т.д. А в районе озера Тамбукан, современный Зольский район КБР, содержали свои табуны верхнебаксанские конезаводчики Салим-Герий-Хаджи Будаев и Токку-Хаджи Курданов.

Следует обратить внимание, что такое огромное количество строевых лошадей, выращенных небольшим народом только для продажи, говорит о высокой степени развития коневодства в Карачае и Балкарии.

И.Ф. Мужев приводит данные из годовых отчетов начальника округа на 1906 г., «из Кабарды было продано 4296 лошадей». Следует учесть, что в это время Кабарда и Балкария входили в один округ. («Кабарда накануне и в период революции 1905-1907гг.», Нальчик, с. 110, 1954 г.)

Академик П.Паллас в 1790 году писал:
«Карачаевцы выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами» (13, с.162).

Ему вторил другой российский академик Г.Ю.Клапрот (1808г.):
« «Карачаевские лошади сильны, проворны и превосходны для езды по горам» (13, с.162).

По свидетельству академика Г. Клондай, относящемуся к тому же периоду сказано:
« «Лошади карачаевской породы прекрасны для езды в горах»

Венгерский ученый Жан-Шарль де Бесс, участвовавший в первом российском восхождении на Эльбрус, в 1828 году писал:
«Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы. Среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до 2 тысяч франков. Лошади их обычно того роста, которые пригодны для легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой» (13, с.162).

Подполковник Алехин и прапорщик Ежов в 1841 г., в выписке из политического обзора Кабарды, Балкарии, Карачая и Осетии отметили:
«Карачаевцы составляли прежде сильный и воинственный народ. Обширные пастбища, хорошие породы лошадей, отличное вооружение и преданность своим князьям давали им большой вес между горскими народами.» (ЦГА КБРАССР, ф.16, оп. 1, ед.хр. 362, лл.6-8).

Генерал Бабич в 1878 году, после труднейшего перехода через ледники Кавказского хребта, писал в «Кубанских областных ведомостях:
«Этим условиям могли удовлетворять только лошади карачаевской породы».

По свидетельству генерала князя Гагарина, инспектировавшего Черкесский полк, знаменитую «дикую дивизию», укомплектованную представителями народов Кавказа и Средней Азии, в лучшем порядке находились лошади III эскадрона, в котором служили карачаевцы и балкарцы. (Журнал «Конный мир»)

О качестве местных лошадей горного типа можно судить по описанию карачаевской породы, которую в 1855 году дал наблюдательный русский офицер В.В.Шевцов, долгое время проживший среди горцев:
«Лошади их (карачаевцев) считаются из лучших Кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам; шаг их верен и спокоен – вы, давши свободу своему коню, можете двигаться безбоязненно по такому неприступному пути, где только может уместиться копыто лошади вашей и где ни одна из других пород не может сделать ни одного шага.» ( Очерк о кавказских горских племенах // Жур. «Москвитянин» - М., 1855г.- №23 -24 (кн.1-2), декабрь).

Падение темпов коневодства в Карачае стало заметно в конце XIX в. Оно продолжало падать и в начале XX в.

«Частными табунами большей частью владеют горцы, которые главным образом снабжают казаков строевыми лошадьми, но недостаток в пастбищах неблагоприятно отражается на горском коневодстве, лошади мельчают и вырождаются», - писал начальник области в 1913 г. (ГАКК, 454, оп.2, ед. хр. 1236, л. 39.).

Если в 1900 году в Кубанской области было 342 частных табуна, то к 1913 году осталось только 191. Если исходить из среднего расчета 150 голов в одном табуне, то в 1900 году, предположительно, насчитывалось 51300 голов, а 1913году – 28690. Это, несмотря на то, что кавказская администрация всячески поддерживала конезаводчиков, выделяя им на льготных условиях нагорные пастбища. По сравнению с Кабардою, положение дел с коневодством в Карачае было гораздо лучше.

Известный русский путешественник Александр Соборнов в 1898 году опубликовал очерк в журнале «Родина», в приложении «Всемирный путешественник» о своем пребывании в горах Балкарии. А.Соборнова очень заинтересовали лошади «горских татар», он дал точную характеристику этой породе:

«В моем путешествии по горам Кавказа, я много раз был свидетелем, как эта лошадь проходила по горным кручам, где с большим трудом мог пройти пеший путник». Далее он описывает, как эта лошадь двигалась над краем пропасти: «На опасных участках она двигалась очень осторожно, вначале подымает переднюю ногу, ощупывает грунт, и, убедившись в надежности, затем подносит другую ногу. Если спуск очень крутой, она подгибает задние ноги и скользит по склону. На очень опасных участках пути, следует отпустить поводья, лошадь сама благополучно доставит вас к месту. При переправе через бурные реки, нужно полностью положиться на чутье лошади, она сама знает, где ей удобней переходить».

Продолжение>>

Добавил: Апсаты (27.04.2009)
Просмотров: 7925 | Теги: карачаевские лошади | Рейтинг: 0.0/0 |
Реклама от KARACHAYS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome