Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Къылыч джара саў болур, сюймеклик джара саў болмаз.

Категории раздела

История [54]
Религия [21]
Культура [29]
Политика и экономика [8]
Разное [28]
Стихи, поэмы и сказания [20]
Спорт [15]
Къарачай-малкъар (алан) тилде [24]
Карачаево-Балкарцы в исторических хрониках [28]
Известные люди [70]
Карачаево-Балкарская кухня [35]
Интернет [2]
Геродот [45]

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

Статьи

Главная » Статьи » Разное

Коневодство на Северном Кавказе. ч. 2

Подобную же характеристику горной породы лошадей приводит И.Мердер:

«Горские лошади по свойству климата или от смешания двух пород: настоящих черкесских с лошадями арабскими; (они) сильны, резвы, полны огня, внимательны, в ногах крепки – качество, необходимое при путешествии по горам; они также весьма чутки, т.е. хорошо слышат, так что в самую темную ночь можно положиться на лошадь, что она, по каким бы скалам ни пробивалась, не спотыкается и проберется по узкой тропинке осторожно. Сбившийся в пути ездок вполне может вручить ей себя; она довезет по данному ей направлению к знакомому уже ей месту, и в это время, она бывает неимоверно осторожна, беспристранно водит ушами, прислушиваясь ко всему; если что-нибудь малейшее покажется ей сомнительным, она остановится для удостоверения, и если ошиблась, то без понуждения ее седоком тотчас сама тронется с места с такою же осторожностью, как и прежде. Горские лошади имеют необыкновенно тонкий слух и обоняние; если поверить в ее чуткость и принудить идти в то место, куда она обратила внимание и упорствовала идти, наверное окажется, что осторожность ее была не напрасна и что она не обманулась и чувствовала или хищного зверя, или притаившего врага. Горские лошади могут переносить различный климат так хорошо, что едва ли порода других лошадей может в этом случае выдержать с ними сравнение. По сродности же с местностью гор, состоящих преимущественно из камней, эта лошадь без подков несется во весь карьер по твердому грунту, не жалуется на ноги, в которых не чувствует от того боли… Горские лошади очень послушны; они скоро привыкают к ездокам и приноравливаются удобнее к желаниям и правилам их хозяев; они не имеют капризов, обыкновенных в породах других лошадей; выносят крайнюю нужду в продовольствии и как будто понимают невозможность доставления им оного, так что при самом крайнем недостатке в продовольствии горская лошадь нимало не изменит своей ретивости, остается такою же добрую, как и при хорошем корме, каждый день будет исполнять свое дело… разве только несколько спадет ее игривая веселость.» (И.Мердер. «Исторический очерк русского коневодства», СПб., 1897г. с.102-104)

Резюмирую свои наблюдения, он отметил, что карачаево-балкарские лошади и весь их скот прекрасно адаптированы к горным условиям.

Принадлежность называемой сегодня «кабардинской» породы лошади к горным верхово-вьючным породам, история ее происхождения, ее широкое распространения в Карачае и Балкарии уже с раннего средневековья упорно свидетельствуют о позднем проникновении этой горной породы лошадей, с уже сформированными породными качествами, к коневодам равнинной Кабарды из Карачая и Балкарии. Произошло это в XVII-XVIII веках, в период расселения кабардинцев сначала на юге Ставропольского края, а затем и в Центральном Предкавказье, в непосредственном соседстве с карачаевцами и балкарцами.

Факт использования карачаевской породы в коневодстве Кабарды подтверждается даже довольно поздними данными. Первая мировая война и затем последовавшая революция, и гражданская война внесли свои трагические страницы в историю российского коневодства. Войны пожирали огромное количество лошадей, подрывая основы отечественного коневодства. К примеру, первая мировая война нанесла огромный ущерб в развитии ахалтекинской (туркменской) породы.

И если в 1913 году коневоды Карачая ежегодно продавали 10 000 голов лошадей, то в Кабарде, вероятно, войны выбили почти все элитное поголовье. В 1922 году Б.Э.Калмыков был серьезно обеспокоен исчезновением кабардинской породы лошадей и пытался всячески спасти положение. Так он в одном из своих выступлений заявлял:

«Войны и голод разрушили коневодство в Кабарде. Порода нашего коня стала вымерать. Но в Кабарде сохранилась еще заводская конюшня, есть еще жеребцы и некоторое количество маток. Кабардинскую лошадь еще можно спасти. Для этого нужна энергичная агитация среди крестьян, чтобы они снова обратили побольше внимания на породу, улучшив ее качество. Для этой цели введено премирование лучших коней, дважды устраивались скачки. Если нам удастся серьезно поставить план развития кабардинского коневодства во весь рост, то необходимо задуматься над извлечением из ущелий и долин Осетии и Ингушетии (до депортации было написано Карачая и Балкарии - Н.Б.) тех выдающихся экземпляров кабардинской породы, которые туда попали в период гражданской войны. Эта задача настолько важная, что на нее позволительно затратить большие средства. Ашабовская конюшня должна спасти, развить и поставить на высоту коневодство, вернуть былую славу кабардинскому коню» (Б.Э.Калмыков «Статьи и речи», Нальчик, с.26, 1961 г.).

В Карачае в этот период по данным Умара Алиева, численность поголовья конских табунов так же уменьшилась. Но положение было намного лучше, чем в Кабарде.

«В 1924 году в Карачае насчитывалось 11970 лошадей карачаевской горной породы». (У.Алиев «Карачай» Историко-этнологический очерк, г. Ростов, с.213, 1927г.)

В 1922 году состоялось собрание табуновладельцев Карачая, где постановили выбрать комиссию в целях интенсивного повышения уровня коневодства. Возле города Кисловодска был учрежден конный завод и племенной совхоз, а в 1927 году в Первомайском создается государственная конюшня. В дальнейшем, продукция госконюшни и конного завода оказывала большую помощь колхозам в улучшении коневодства. Карачаевская лошадь хорошо зарекомендовала себя и в сельском хозяйстве, вывозилась далеко за пределы области в Кабарду, Осетию и т.д. ( П.А.Ковтун, Г.М. Мишин. «Государственный племенной рассадник карачаевской лошади», г.Микоян-Шахар, 1940г. с.6.).

Для сравнения приведем динамику роста поголовья лошадей в Кабарде. Сомневаться в статистических данных периода проведения сплошной коллективизации нет оснований, поскольку за одну спрятанную овцу ее владелец мог оказаться в тюрьме или в Сибири. Этой теме посвятил свою работу А.И. Краснов:

«С ростом земельных площадей росло и племенное конское поголовье в совхозах Кабарды, в которых имелось в 1928 году – 172 головы, 1929 – 307, в 1930 – 399, в 1931 – 1650 и 1932 году – 3020 голов». (Подготовлен КНИИ при Совете Министров КАССР «Сборник статей по истории Кабарды», выпуск III, г. Нальчик, с.61, 1954 г.) По известным причинам в этом сборнике балкарцы не упоминаются, как и в других изданиях тех времен (балкарцы на тот момент были репрессированным народом, депортированным в Среднюю Азию. Причем исключенным даже из списка народов СССР). Резкий рост численности поголовья лошадей в Кабарде в начале 30-х годов можно объяснить тем, что именно в 1931-1933 гг. проводился процесс коллективизации и обобществления частного скота и табунов коней в Балкарии. Вероятно, имела место передача части поголовья лошадей из колхозов горной Балкарии в колхозы равнинной Кабарды. На заре колхозного строительства (начало 30-х годов) лошадь являлась основным средством передвижения и транспортировки продукции колхозного хозяйства (урожаев зерна, картофеля, молочных продуктов с ферм, строительных материалов и т.д.).

Если учесть сведения Э.С.Батенина и С. Анисимова того же периода, что «кабардинская порода в Кабарде почти исчезла, но сохранилась в Балкарии», выходит, большая часть этого поголовья лошадей была из районов Балкарии. Теперь становится понятным и обеспокоенность Б.Э. Калмыкова. Выходит, что в Кабарде в 1927 г. практически лошадей не было. В то же время средний арифметический расчет показывает, какое количество лошадей в это период было, например, в Карачае – более 30000 голов. Это соответствует и уровню 1907 года – 33756 лошадей. Статистические данные рассеивают любые сомнения и пристрастия.

По мнению специалистов, упадок коневодства в Кабарде начался еще раньше:
«период упада кабардинского коневодства относится второй половине XIX столетия, в целях повышения роста в соответствии с требованиями новых правил ремонтирования, началась бессистемная метизация донскими, рысистыми и даже тяжеловозными жеребцами. Влияние скаковой лошади началось значительно позже и в небольших размерах». (КОЛ.).

Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства СССР приводит сведения о состоянии коневодства в Кабарде перед революцией:
«Принимавшиеся царским правительством меры: Организация государственных конюшен, указ о подворном коневодстве, организация съездов конезаводчиков – были бессильны предотвратить упадок коневодства, продолжавшийся вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции» (5, с.462).

Однако положение в коневодстве не изменилось и в дальнейшем. Так в справочнике - путеводителе «Кавказ» в 1927г. отмечено:
«Кабардинцы наполовину хлебопашцы, наполовину скотоводы; когда-то славилась кабардинская порода лошадей, теперь почти исчезнувшая». (Э.С. Батенин. «Кавказ», М. с.203, 1927г.).

Видимо более значительная часть поголовья горской лошади, которую почему-то к тому времени переименовали в кабардинскую, сохранилась в горах, что отмечается уже в другом в справочнике - путеводителе 1929 года. По этому поводу там есть другая интересная заметка:
«Верхний Баксан: благодаря богатым пастбищам обеспеченность скотом здесь выше, чем в других балкарских обществах. Значительную роль в хозяйстве играет также коневодство. Здесь сохранились кони чистой кабардинской породы». (С.Анисимов «Кавказские Альпы», М. с.102, 1929г.).

Положение еще больше ухудшилось в период Великой Отечественной Войны:
«В период оккупации Северного Кавказа немецко-фашисткими захватчиками кабардинскому коневодству вновь был нанесен большой урон. Специальные меры советского правительства: организация конных заводов, государственных племенных рассадников, государственных заводских конюшен, предоставление ряда льгот колхозам и т.д. – создали благоприятные условия для возрождения и развития кабардинской породы лошадей» («Книга о лошади», с.462).

В племенной книге выпущенной в период депортации балкарцев и карачаевце озвучено противоположное мнение: «Горно-въючный тип (кабардинской лошади) сложился в горной части Кабарды (Балкарии Н.Б.), но к настоящему времени почти не сохранился». Однако в энциклопедии 1952 г. кабардинскую лошадь относят именно к горной верхово-въючной породе.

О тождественности карачаевской и кабардинской пород лошадей и истории ее появления уже сказано достаточно, но стоит задуматься, почему именно карачаевцы и балкарцы сохраняли в чистоте эту породу? Наверное, потому, что именно они ее вывели, поэтому она у них и сохранилась. Серьезное влияние на формирование породы оказали естественно – исторические, климатические и географические условия. Выведенная путем народной селекции в горах, в условиях резко пересеченной местности, табунно-кочевого содержания, с резкими температурными перепадами, выработали конституционно крепкую и неприхотливую лошадь, отличающуюся высокой выносливостью, исключительно твердыми копытами. В литературу прошлых веков они вошли под казацким названием «стаканчики». (Г.И.Филипсон. «Воспоминание»//Русский архив. М., 1883г.) Другая порода лошадей не выдержит местного климата и каменистого ландшафта (это относится и к карачаевской породе овец).

Северный Кавказ всегда был центром развитого табунного коневодства, где создавались и широко использовались различные породы лошадей. Большинство этих пород потеряли самостоятельное значение и не разводятся в наши дни. Лишь две местные горные породы, карачаевская и кабардинская, сохранили и упрочили свое значение и распространились на значительной территории этого региона. Установить происхождение местных пород лошадей с достаточной точностью не представляется возможным, но физиологические данные самой лошади подсказывают многое. Коневоды Кабарды знают, что и вторичным рождением кабардинская порода обязана карачаевским жеребцам. Возникает вопрос, зачем жителям равнин понадобились лошади горной породы? И почему катаклизмы преследуют только кабардинскую породу лошадей, которая еще в конце XIX века причислялась к степным породам («Россия». Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. С-Пб, 1898г., с.243), а с установлением советской власти стала горной. Неужели за три десятилетия можно из степной лошади создать горную породу. Подобная метаморфоза возможна лишь при замене термина «карачаевская порода» на термин «кабардинская порода». Научно обоснованного ответа на этот вопрос пока нет, однако в периодической печати все же появляются наукообразные объяснения.

Все же нельзя недооценивать «ученых-конокрадов», поскольку кто-то может задать этот неудобный вопрос. Мне запомнился один уникальный научный труд, где автор С.Х. Мафедзев объяснил секрет, каким образом кабардинские коневоды добились необычайной твердости копыта кабардинской лошади. Оказывается все очень просто, они специально выгуливали коней по руслу каменистой реки. Наверное, потому что на равнине камни больше негде не встречаются.

Более того:
«Для уплотнения мышечной части копыта поочередно к передним и задним ногам периодически ненадолго подвязывали плоские камни, как супинатор для страдающих плоскостопием». («Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов», Нальчик, с. 154, 1991г.).

Я не зоотехник, но думаю, что при подобной водно-ортопедической методике выработки твердости копыта, лошади приобрели бы как минимум наследственный «ревматизм» или «полиартрит».

В нынешнее время трудно судить, какой первоначально была кабардинская порода, о ней есть упоминание в карачаево-балкарской поэме «Азнаур» созданной в XVIII веке. В ней говорится о неудачной попытке балкарских и кабардинских князей угнать табун лошадей у ногайского хана. Обратите внимание на обращение балкарского князя Азнаура Джанхотова к своему другу, кабардинскому князю Хамзату.

Диву дается, почему едут парни так медленно.
Из биев один оказался порвавшим на ноге чарык.
Я вижу, - говорит Азнаур, к Хамзату приближаясь, -
С жеребячества ваши кони на равнинных землях выросли,
Они на горных дорогах, далеко не уйдя, заспотыкаются, и сядут.

(Подстрочный перевод З.Б. Кипкеевой, с.165).

Как видим, в народной поэме при упоминании лошадей кабардинцев подчеркивается их степное происхождение, более того, отмечается их неприспособленность к горам. Однако это не соответствует качествам современной кабардинской породы, которая, почему-то стала уже горной, а не степной. В то же время некоторые конезаводчики пытаются ее вновь восстановить, закупая для репродукции и племенной работы жеребцов карачаевской пароды из КЧР. Таким образом, эта уже третья безуспешная попытка воссоздать из карачаевской лошади кабардинскую породу. Точнее, англо-кабардинскую, поскольку активно используется и порода английской верховой.

В России до революции коневодство имело стратегическое значение, поскольку эта отрасль была непосредственно связана с армией. В стране было создано множество конных заводов, ветеринарные службы, самое большое количества лошадей приходится на тот период. По данным конской переписи 1888 г., в 41 губ. насчитывалось 1820 частных конных заводов, не считая государственных, из них 24 находились на Северном Кавказе.

В российских справочниках тех времен кабардинская лошадь отнесена к степным породам:

«К степным породам лошадей относятся донская, украинская, черноморская, калмыцкая, туркменская,кабардинская, башкирская, бурятская или монгольская». (Ф.А. Брокгаузъ (Лейпциг), И.А. Ефронъ (С-Петербургъ) «Энциклопедический словарь Россия», С-Петербург, с. 243, 1898 г.).

О некоторых качествах кабардинской породы лошади, можно судить из эпоса:

«В нартском эпосе адыгов эпитеты содержат всегда точные определения масти коней (варьирующиеся в различных вариантах сказаний (буланый, желтый с белой мордой, рыжий, вороной, черный как смоль, гнедой, смолисто-черный). Эпитеты – индивидуальные определения преобладают в описании «внешности» коня. Характерно, что представление о внешнем виде коня создает упоминание отдельных деталей. «С лебединой шеей твой гнедой, тонкий, в две ладони шириной, готов к взлету». Все эпитеты, характеризующие коня Бадыноко, оттеняют одну его черту; сухость, поджарость, «тонкий стан», обусловливающий быстроту его, а значит, и непобедимость» (КБНИИ «Ученые записки», том XXIV, Нальчик, с.26, 1966 г.).

Вначале XIX в. Кларпот, говоря о коневодстве в Кабарде, писал, что:

«Самая лучшая порода называется «шалох» и носит особый знак на бедре. Такие лошади, как правило, принадлежат богатой княжеской семье и насчитывают не более 200 голов в табуне. Лошади этой породы чаще всего бурой или белой масти (?), их содержат постоянно на пастбищах»

Это наблюдение примечательно тем, что противоречит реальности. Отличительной особенностью горной карачаевской лошади и воссоздаваемой на ее основе новокабардинской, является отсутствие белых пятен и отметин, а кони белой, рыжей и желтой масти вообще не встречаются. Это подтверждает версию автора о том, что исконная порода кабардинских коней принадлежала к степным верховым породам, гамма мастей среди которых более обширна в отличие от гнедой мономастной горной верхово-вьючной породы карачаевской и современной кабардинской лошади («Книга о лошади», с.463).

Ранее было отмечено, эпос является концентрированным отражением народной памяти, материалам устой истории надо относиться как раннему источнику. Причем эти физиологические данные отмечают и другие исследователи:

«сухая «змеиная» голова, длинная шея, тонкие челюстные кости, сухие правильные конечности и.т.д». (10, с.152). «В 1884г. современник отмечал, что «конь кабардинца до того худ, что можно пересчитать ребра. По-видимому, он уступает в силе другим лошадям кавказской породы, но при езде он неутомимостью превосходит их». (РВ. 1864г. Т. 54.с.36).

Действительно в коневодстве существует понятие:

«Лебединая форма шеи, она встречается у лошадей с очень длинной шеей и свойственна преимущественно породам быстрых аллюров, выделяющихся большим развитием рычагов в длину». (5, с. 74).

В сельскохозяйственной энциклопедии выпущенной в 1933 году сказано:

«Лошади Малой Кабарды отличаются наиболее верховым легким складом», а кабардинские лошади «в экстерьерном отношении имеют грубую голову и коротковатую шею, и часто встречающую саблистость задних ног» (Ук. р. с.725). По всей вероятности в Малой Кабарде кабардинская верховая порода сохранялась в более чистом виде, и дольше.

Выдающийся адыгский историк и этнограф Хан-Герей труды, которого сохраняют научное значение и в наше время является ценнейшим источником сведений по древней истории адыгов Северного Кавказа. Р.Х.Хашхожева считает, что:

«Сочинения Хан-Герея являются и сейчас одним из наиболее выдающихся исторических и этнографических источников среди всего, что об адыгах было написано за все дореволюционное время» (Хан-Герей «Черкесские предания», Нальчик, с.4, 1989г.).

Хан-Герей приводит любопытные сведения, на которые следует обратить внимание.

«В поверьях своих черкесы представляли его (Бога лесов) ездящим на золотощетинистой свинье… Несмотря на плодовитость воображения язычников, изобретавших богов для покровительства всех предметов, у них не было божества для покровительства лошадей, из чего видно, что в старину лошадей они не знали. По крайней мере, одно предание заставляет нас так думать. Рассказывают, что жители равнин, неизвестно каких, напали однажды на горцев черкесов (адыгов), которые, устроив засаду, разбили неприятеля. Сей случай, доставил им в добычу много лошадей, но победители не знали, при дележе добычи, как поступить с такими странными животными, и, наконец, решились трех белых лошадей отдавать за одну вороную, двух серых за одну гнедую, в том предположении, что белые лошади стары, а вороные, напротив молоды. Поэтому верно у них не было ни белых коз, ни других белых домашних животных, а между тем в собственной породе своей находили они множество упрямых стариков, доживших до седин, и такое дивное обстоятельство ввело их в заблуждение при дележе. Как бы то ни было, а один из стариков, обрадовавшись добыче, которая могла облегчить дряхлые его ноги, поспешно сел на доставшуюся ему лошадь, к несчастью своему, лицом к заду, и схватил ее за хвост, который показался ему самой удобной частью лошади для управления ею; едва лошадь побежала рысью, он слетел долой и перешиб себе ногу. «Если эти четвероногие журавли зайдут в наши горы, то мы погибли»,- сказал глубокомысленный старшина, и тогда составили совет, что делать с четвероногими журавлями. Ариопаг приговорил зарезать всех лошадей. Добрые времена! Теперь не один черкес проведет любого цыгана, и каждый славно умеет ездить верхом, хоть на черте. (Ук. р. с.99-100).

Отгололоском этих событий, видимо является одно из кабардинских названий породы «Ачытыр» («Словарь кабардино-черкесского языка», «Дигора», М., 1999г.), что дословно с тюркского языка означает «причиняющий боль». Слово «Ачытыр» - причинит боль, покалечит, существует и в карачаево-балкарском языке, и применяется к норовистой лошади с злобным характером – «Ачытыр ат». Подобные лошади могут намеренно лягнуть прохожего или укусить всадника.

Греки, как и кабардинцы, познакомились с коневодством довольно поздно, они вообще не знали верховой езды, прообразом кентавра был впервые увиденный греками всадник, стреляющий из лука, первые женщины-всадницы были объявлены ими амазонками. Вполне можно понять удивление греков, которые не знали верховой езды: не от хорошей жизни бежал греческий воин более 40 км с вестью о победе над персами при Марафоне. (Неужто не нашлось трофейной лошадки. - Н.Б.) Прямым дополнением к сказанному могут быть слова Платона:

«Если вьючные животные или иная скотина убьет человека, то, за исключением происшедших во время участия животного в публичных состязаниях, родственники умершего должны возбудить преследование против животного за убийство. Животное, признанное виновным, предается смерти, а труп выбрасывается за пределы страны». Это не отпечаток притупившегося сознания великого гения, а всего лишь общее представление греков о скотоводстве, точнее о коневодстве. Одним из сопутствующих явлений культурного и технического расцвета любого народа является открытость к достижениям других народов, процесс усвоением «чужого» и превращение его в «свое». Это нормальное явление, но к сожалению почему-то вызывает у некоторых патриотов чувство обиды за свою историю.

Из фольклорных сведений адыгов, приведенных Хан-Гереем, становится ясно, что адыги сравнительно поздно стали заниматься коневодством. В отличие от карачаевцев и балкарцев, ногайцев, кумыков в мифологии и фольклоре адыгов отсутствует и образ бога - покровителя лошадей и коневодства. Язык является наиболее достоверным источником для исследования истории материальной и духовной культуры любого народа, ведь лексический фонд языка является зеркалом истории народа. В данном случае любопытно отметить, что слова лошадь и осел в кабардинском языке однокорневые шы-лошадь, шыд - осел. Что так же говорит о позднем знакомстве с конем, к примеру, на Ближнем Востоке лошадь появилась сравнительно поздно и за неимением тогда в языковом фонде семитских языков термина «конь», «лошадь» ее стали называть горным ослом, ослом с Востока, поскольку лошади поступали на Ближний Восток от тюрков Средней Азии. Оценив достоинства коня, арабы устраивали военные набеги в Среднюю Азию, с целью захватить табуны лошадей. Аналогия приведена для исторического сравнения с вышеприведенным примером из лексики кабардинского языка.

Говоря о традициях коневодства у того или иного народа необходимо исследовать и терминологическую лексику, связанную с этой сферой деятельности. Этимологии этих терминов могут дать дополнительные сведения этнографического и исторического характера. Рассмотрим ряд терминов кабардинского языка, связанных с коневодством, но заимствованных из тюркских языков, в том числе и из карачаево-балкарского.

п.п.
Кабардинская коневодческая терминология Карачаевская коневодческая терминология
Термины масти лошадей
1 Брул - чалый Бууурул - чалый
2 Гьуэ къарэ-тёмно-рыжий Къара-черный; темный (о цвете)
3 Къарэ – черный Къара - черный
4 Къарэпцэ – вороной, с гладко лоснящейся шерстью Къара – черный
5 Къолань – пегий, рябой Къолан – пятнистый, разноцветный
6 Морафэ – коричневый Мор - коричневый
7 Сырыхуфэ – грязно-желтый Сары – желтый
Принадлежности всадника и конской сбруи, иные термины
1 Аркан – аркан Аркъан - аркан
2 Къамыши - плеть Къамчы - плеть
3 Наль - подкова Нал - подкова
4 Дамыгъэ – тавро, клеймо, метка Тамгъа – клеймо, тавро, пятно
5 Алтыншыкъ – кусок кожи, прикрывающий пряжку стременного ремня Алтан, олтан – кожаная подметка, подошва обуви. алтанчыкъ – кожаная подметка, подошва (уменьш.)
6 Къалтыншыкъ – тебенек (часть седла) Къалта – карман Тебеннги – тебенек (деталь седла) Джер къалтачыкъ – приседельный кармашек
7 Джерыщэ – ремень-подхвостник для удержания седла Джер – седло
8 Ирегъэджен – обучать кого-либо Уйретген/юйретген – обучать кого-либо, в т.ч. приучать коня
9 Тахътыр – тебеньки (кожаные лопасти по бокам седла) Такъ – подвесь; Такътыр – подвяжи Такътырма - подвязки
10 Екиэсын – сесть на лошадь за спиной всадника Эки – два (числ.) Экиси – два, двое, Экисин - двоих
11 Къесракъ – способ стрижки хвоста лошади Кес, кесеракъ – резать, отрезать
12 Жал - холка Жал, жалка – холка, грива
13 Емылыдж – о необузданной лошади Эмилик – необъезженный (жеребец)
14 Туме – не чистокровный, не породистый Тума – помесь, метис, гибрид
15 Сок - грива Чок, цок, сок – челка, хохолок
16 Шыказ – конская колбаса Къазы – конская колбаса
17 Алащэ - мерин Алаша - мерин
18 Жэманшарыкъ – кличка легендарного героя Андемиркана Джаманжарыкъ – лучезарный Ант-Темиркъан – карачаево-балкарское имя, состоит из слов Ант – клятва, присяга, и имени Темиркъан – железнокровный.
19 Дурдыл – мифический конь, отличающийся необыкновенной силой Дур – самое лучшее, ценное, сокровище; жемчуг (огуз.) Дурдай – лучший, ценный; как жемчуг (огуз.)
20 Альп – сказочный конь Алп – богатырь, богатырский
21 Къдыр – лошак, мулл Къадыр – лошак, мулл
22 Кунан – жеребец трехлетка Къулан - жеребенок
23 Кунажын – кобыла-трехлетка Къунажын – кобыла-трехлетка
24 Къигъэлыкын – выжеть тавро Кюйгенлык – выжигать, кюйген - жжонный, кюйдюр - поджигать

продолжение>>

Добавил: Апсаты (27.04.2009)
Просмотров: 3610 | Рейтинг: 0.0/0 |
Реклама от KARACHAYS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome