Ёзден адет

Этический кодекс
карачаево-балкарцев

Нарт сёз

Малны халын бакъгъан билир, отунну халын джакъгъан билир.

Категории раздела

История [54]
Религия [21]
Культура [29]
Политика и экономика [8]
Разное [28]
Стихи, поэмы и сказания [20]
Спорт [15]
Къарачай-малкъар (алан) тилде [24]
Карачаево-Балкарцы в исторических хрониках [28]
Известные люди [70]
Карачаево-Балкарская кухня [35]
Интернет [2]
Геродот [45]

Покупая Авиабилеты через наш сайт, вы помогаете нам оплачивать дальнейшее его содержание...

Реклама


Комментарии

Апсаты: Имамыбызны терсликден сакъларгъа кючюбюз да джетмейди, сора къалгъан затладан къалай сакъларыкъды кесин Къарачай?
...

Апсаты: Дожили...
Ну и каким боком приравнили блогера к СМИ?
И что вы будете делать с сайтами зарегистрированными ...

Апсаты: За уродские амбиции наших уродов-политиков должны теперь страдать простые граждане.
Ну откажетесь вы от них, и ко...

: Авторская рукопись этого зикра была передана моему деду, фронтовику, эфенди а.Каменномост Герюгову Идрису Ортабаевичу в ...

: Не считая того, что это не Карачаевская порода а Кабардинская !!!

: В этот мир все приходят одинаково – с плачем, а уходят по-разному.
Горское предание.

Когда над стран...

: Аиб хоншуларына! Къул-ёзден аиргъандан бошамай болурла, ёзденлик не зат болгъанын эрте унутуб!

Апсаты: Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения.
Карачай: "къарачай" - происходит от сл...

: «...В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторы...

: Также одного корня со словом «карачы»
и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215].
Как видим...

: Мы - потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют "черные та...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

“...B действительности казачьи войска (верней, «народ-...

: КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»:

«…Особенную опасность для романовского правительства п...

Taulu09: Я думал,что эту мразь надолго закроют, а тут,видите ли, они решили под шумок его втихаря освободить. Народ стал слишком ...

: Это очень большие деньги для малого каравая . Казнить урода.

Апсаты: Молодец Казимир!
Из-за таких лиц (фамилии знаем), население не может получить законно положенные льготы и субсиди...


Наша кнопка


karachays.com

Код кнопки:

Реклама

Статьи

Главная » Статьи » Разное

Коневодство на Северном Кавказе. ч.3

Появление тамг у скифов, сарматов и алан несомненно связанно с коневодством, одной из главных отраслей быта древних номадов восточной Европы. В этом нас убеждают археологические находки, камень из Кривого Рога, на котором высечено множество тамг на голове лошади. Б.А.Калоев замечает: «Однако вот вопрос: если появление этих знаков связано с сарматами и аланами, то почему они повсюду имеют тюркские наименования – тамга и тавро, причем последнее только у русских». («Скотоводство народов Северного Кавказа», М., с.84, 1993г.).

Следует обратить внимание: у эскимосов более 20 названий, обозначающих понятие снег, тогда как у народов живущих на экваторе, нет ни одного. Эту взаимосвязь отметил русский исследователь И.И. Срезневский:

«Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того не было и слова. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое».

Анализ этой лексики показывает, что все значимые коневодческие термины кабардинского языка являются заимствованиями из тюркского, а судя по фонетике тюркизмов, конкретно карачаево-балкарского языка. Наряду с выдвинутой гипотезой и фактами о позднем, заимствованном становлении коневодства в Кабарде, подтверждает лексический материал адыгских языков. Важно отметить, что в лексике отсутствуют исконно адыгские слова, необходимые термины коневодства: « аркан, табун, мерин, кобыла, жеребец, тавро, таврирование, плеть, подкова, масти лошадей и т.д.». Это связано с поздним знакомством адыгов с коневодством.

Коневоды позднесредневековой Кабарды вероятно улучшали свою степную породу лошадей. Об этом свидетельствует все те же данные кабардинского фольклора. Так крымский хан подарил за верную службу представителю рода Кармовых двух лошадей, жеребца и кобылу необычайной красоты:

«Все люди удивились красоте редкого коня. Кургоко Атажукин, услышав о приезде Кармова и о красоте приведенных им лошадей, приехал к нему на следующий день, чтобы убедиться, правда ли это. Когда же он увидел этих лошадей, то он сказал, что ему очень нравится чубарый конь. «Для кого же я его привез – сказал Кармов – как не для тебя, он твой!». («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск XII, г. Тбилиси, с.25, 1891г.).

В Крымском ханстве, как известно, разводили две породы лошадей чагатайскую и ногайскую, которые относятся к степным породам лошадей. В данном случае вызывает интерес доводы В.П.Пожидаева:

«Легенды и наблюдения ранних исследователей, наталкивают нас на мысль, что кони кабардинские не местного происхождения, Факты подтверждают это предположение. Многие глубокие старики в Кабарде, говорят про прежних коренных коннозаводчиков, сообщают, что каждый из них полагал задачей своей жизни на закате дней своих сходить в Сирию, или, по крайней мере, в Карабах, откуда почитал непременным долгом перед родом привести породистого производителя. Это было крупное событие для фамилии, такого коня берегли как гордость и украшение завода». («Хозяйственный быт Кабарды» // ТЕИЭОК. 1925г.Т.3.с.47).

Но, говоря о традициях коневодства, выведения породы и связанной с этим терминологии необходимо отметить, что за прошедшее время в кабардинском языке так и не появились собственные отдельные термины: жеребец, кобыла - шыбз, шыху, а также однокорневое слово копыто. Их не удалось обнаружить в вышеуказанном словаре («Словарь кабардино-черкесского языка», «Дигора», Москва, 1999г.).

Как известно быстроаллюрность один из породомаркирующих признаков степных лошадей; арабской, ахалтекинской, донской и.т.д. Эти свойства, как и другие: сухость, поджарость, тонкий стан, белой, желтой и рыжий масти, не свойственны карачаевской горной породе, и «новокабардинской».

Нет основания, не доверять вышеприведенным сведениям. К большому сожалению, эта степная кабардинская порода к 1922 году полностью исчезла. Одно из больших заблуждений считать, что она сохранилась у балкарцев и карачаевцев. Эти породы изначально были совершенно разные (горная и степная), более того, в данное время так называемая кабардинская порода на самом деле является карачаевской (или англо-карачаевской).

Детальное зоотехническое обследование коневодства Северного Кавказа, проведенное авторитетными комиссиями в конце 20-х годов, дало основание считать карачаевскую породу лошадей одной из самобытных и ценных пород. Эта порода, наряду с кабардинской (в то время уже исчезнувшей Н.Б.) была внесена в 1-й том Госплемкниги горских лошадей. В выпущенной в 1930 году книге «Коневодство» профессор В.А.Шадрин писал о карачаевских лошадях:

« …лошади эти отличаются необыкновенной выносливостью и цепкостью в горах, они резвы, смелы и в то же время осторожны, так что могут под всадником и под вьюком пробираться по таким горным тропинкам, которые совершенно недоступны для других лошадей»

В 1937 году в целях дальнейшего совершенствования лошадей карачаевской породы на племенных фермах совхозов был создан Государственный племенной рассадник карачаевских лошадей, работа которого внесла большой вклад в развитие и распространение породы. Это подтверждается словами известных кавказских коневодов – И.Ковтуна и П. Драгилева:

«Тип современной карачаевской лошади указывает на то, что влияние других пород было ничтожным…» и далее « …карачаевская лошадь нисколько не уступает в резвости и выносливости донской, кабардинской и даже полукровной лошади, а иногда превосходит их»

В первой выпущенной в СССР инструкции по бонитировке племенных лошадей карачаевская порода отнесена к группе из 19 племенных улучшающих пород.

Вторичное «воскрешение кабардинской» породы состоялось в 30-50-х годах. Так в вышеуказанном энциклопедическом труде «Книга о лошади», вышедшей под редакцией С.М.Буденного, приведен следующий факт:

«В кабардинской породе выделено несколько линий, из которых наибольшее значение для работы с породой имеют линии Борея, Даусуза, Учинари, Зураба и Атласа» (с.467).

Имя одного из родоначальников породной линии – Даусуз, есть карачаево-балкарское «неприхотливый», «верный». Среди потомства этих линий также встречаются карачаево-балкарские (тюркские) имена для лошади: Байрам, Байхо, Бабак, Бук, Учи, Коджак, Алдан, Туган. Большинство этих жеребцов были из табунов расформированных карачаевских, балкарских колхозов, совхозов, конезаводов, имущество которых в 1943-1944 годах, после депортации карачаевцев и балкарцев в Казахстан и Киргизию, было передано соседним колхозам, совхозам, конезаводам Кабарды, Черкесии, Грузии, Ставропольского края. Карачаевский конный завод, носивший в то время имя И.В.Сталина, был расформирован. Весьма показателен предвоенный опыт работы Карачаевского конного завода:

«Конезавод им. Сталина, добился значительного укрупнения выращиваемой продукции чистопородных кабардинских кобыл», «Наиболее ценных кабардинских лошадей (карачаевских М.Б.) разводит конный завод им. Сталина». (5, с.463-473) Одновременно с народами репрессии подверглась и «национальная» порода лошади. С 1944 года по указу Сталина из племенных коневодческих списков был удален термин «карачаевская порода», и она автоматически вошла в классификацию горных пород как «кабардинская». Этот факт отметил В.Парфенов:

«Карачаевскую породу автоматически отнесли к кабардинской и во 2-й, 3-й и 4-й тома ГПК она записывалась под этим названием. В этот период взаимное влияние горских пород было более заметным. Однако оно заключалось преимущественно для использования в разведении кабардинских лошадей жеребцов карачаевской породы. По данным ГПК в хозяйства Кабардино-Балкарии из племенных хозяйств Карачаево-Черкесии (в первую очередь из Карачаевского конного завода) поступило более 90 жеребцов-производителей, в то время, как в разведении карачаевских лошадей в этот период было использовано только 3 кабардинских жеребца. Более того, маточные табуны Малкинского конного завода в КБР на 70% укомплектовалась кобылами Карачаевского конного завода».

Вот, что пишется о кабардинской лошади в «Государственной племенной книге», том II:

«Сохранив свое поголовье и обеспечив нормальное выращивание племенной продукции, зав. им. Сталина в послевоенный период среди конных заводов с кабардинским поголовьем выдвинулся по количеству реализуемой продукции на первое место и тем самымЖеребец Бабак    Жеребец Бармен
Жеребец Доклад    Жеребец Залог обеспечил наибольшее распространение этих элитных линий не только в Ставропольском крае, но и в Кабардинской АССР»
. (6, с.47).

С этого периода стали более масштабно использоваться в разведении кабардинских лошадей жеребцов карачаевской породы. На фото 1-4 элитные жеребцы карачаевской породы, выращенные на конезаводе им. Сталина. После ндепортации карачевцев и балкарцев они были переданы в коневодческие хозяйства Кабардинской АССР. В той же книге «Книга о лошади» приводятся данные о том, что жеребец-производитель Учинари (1930г. рожд.) был передан в 1946 году Кабардинскому конезаводу из конюшен Куларского конезавода, Грузинской ССР.

Явно грузинский лингвистический источник усматривается и в имени другого основателя кабардинской породной линии – жеребца Зураба. Менее известные элитные жеребцы карачаевской породы, переданные из Карачаевского конного завода (им. Сталина) в хозяйства Кабарды: «Залог, Лувр, Атлас, Алыбкач, Беш, Бабак, Далхат, Ландшафт, Кашкатау, Тенгиз, Туган, Доклад, Карабаш, Кадым, Калбур, Домбай, Дружба, Бармен, Коджак, Байрам, Хабаз, Чингиз-хан и.т.д.» ( 6, с.464-471).

«В январе 1990 г., наконец, произошла реабилитация породы, с этого момента в мировых каталогах вновь появилась карачаевская порода лошадей. В свое время карачаевские лошади в больших количествах поставлялись в ремонт конского состава пограничных застав страны, в основном в Среднюю Азию. Их покупали в Грузию и Азербайджан. Большие партии были закуплены Китаем, Северной Кореей, Ираном, Афганистаном. Отдельные лошади экспортировались и в страны Европы. Новую породную группу создавали как верховую лошадь под седло командного состава Красной Армии, но к моменту ее выведения кавалерии уже не существовало, англо-карачаевцев стали использовать в спорте. Особенно успешно они проявили себя в конкуре. Большие способности проявили англо-карачаевские лошади и в стипельчезах, они не раз становились призерами на ипподроме чешского города Пордубице. Сегодня можно с уверенностью сказать: карачаевская порода представляет собой «жемчужину» коневодства Северного Кавказа, ценнейший генофонд, сохраняющий качества, незаменимые для горной лошади». В. Парфенов, зав. кафедрой коневодства МСХА.

Экстерьер горской лошади

Карачаевская порода. Типичная горная порода, что отражается не только на особенностях интерьера, но и на некоторых чертах экстерьера. При росте 150-155 см ее представители достаточно глубоки и широкотелы.

У карачаевской лошади голова средней величины, сухая, слегка горбоносая, с тонкой носовой частью и очень строгими, заостренными ушами средней величины; средней длинны и выхода, хорошо обмускуленная шея, иногда с небольшим кадыком. Холка не высокая, но достаточно длинная, спина прямая, прочная, поясница средней длины, нормально обмускуленная. Круп не длинный, достаточно широкий и немного спущенный; грудная клетка широка, глубокая, с хорошо развитыми ложными ребрами. Лопатка у карачаевских лошадей средней длины, нередко прямовата. Постановка передних ног широкая, с небольшой косолапостью, в их строении существенных недостатков не отмечается. Задние ноги при правильной постановке нередко бывают саблисты, что вообще характерно для горных пород. Копыта у карачаевских лошадей в абсолютном большинстве случаев имеют правильную форму и размеры и отличаются особой крепостью рога. Грива и хвост достаточно густые и длинные и нередко волнистые. Представителям этой породы присущи темные масти: вороная, караковая, темно-гнедая, реже гнедая; белые отметины почти не встречаются.

Кабардинская порода. Лошадь отличается удлиненностью корпуса, большой широкотелостью и удовлетворительной костистостью. Средний рост 152,5- 155. Голова у нее средней величины, с несколько удлиненной лицевой частью, достаточно сухая, горбоносая. Для восточного типа характерна голова, более расширенная в лобной части, более прямого профиля, исключительной сухости, с большими выразительными глазами. У лошадей густого типа голова чаще грубая, менее сухая, часто горбоносость распространяется на лобную часть. Уши с характерным лирообразным вырезом, заостренными концами, расширенные в средней части, обтянутые тонкой кожей, очень подвижные. Шея средней длины, достаточно мускулистая, иногда с небольшим кадыком, часто с низким выходом и недостаточно длинным затылком,. У жеребцов короткая и грубая шея встречается чаще, чем у кобыл. Холка у них умеренно высокая и длинная, достаточно мускулистая. Спина у большинства лошадей несколько растянутая. Круп у большинства лошадей свислый, средней длины и ширины. Туловище массивное, с довольно глубокой и сравнительно широкой грудной клеткой, округлым и длинным ребром. Постановка передних ног правильная, с небольшой косолапостью. Характерной особенностью строения задних конечностей является саблистость и в несколько меньшей мере X-образность. Копыта среднего размера, правильной формы, с исключительно прочным копытным рогом. Грива и хвост, достаточно густые и длинные, масть преимущественно гнедая, реже караковая, вороная и серая.

Как мы видим, по всем характерным признакам и промерам карачаевские и кабардинские лошади представляет собой одну породу, хорошо выраженный тип горной верховой лошади. Наиболее резкое влияние карачаевской лошади сказалось на помесях, выращенных в послевоенное время в конезаводах Ставропольского края, и колхозах Кабардинской АССР.

Интерес к карачаевской породе растет с каждым годом и за рубежом. Главными заводчиками и пропагандистами этой породы в Германии стали жительницы земли Шлезвиг–Гольштейн, мать и дочь, Леони и Корнелия Шушель. Покупая лошадей, они думали, что приобретают представителей кабардинской породы. Однако, заинтересовавшись происхождением своих лошадей, Леони и Корнелия в результате долгих поисков стали обладателями V тома ГПК – тут-то и выяснилось, что их лошади на самом деле являются англо-карачаевцами. Им удалось установить контакт с кафедрой коневодства МСХА и провести с помощью сотрудников академии В.А. Парфенова и М.А. Политовой несколько семинаров по породе и бонитировку лошадей. Оказалось, что у российских лошадей, и у карачаевцев в том числе, в Германии есть много поклонников. Леони и Корнелия считают карачаевцев прекрасно подходящими для езды в стиле «вестерн» и очень надежными:

«Когда верховые лошади других пород пугаются и начинают убегать, карачаевцы хранят ледяное спокойствие. Это лошади очень честные, с развитым интеллектом. Любопытство у них пересиливает пугливость. В то же время они, как собаки, привязаны к определенным людям и настороженно ведут себя по отношению к посторонним. И очень любят разучивать разные трюки».

В последнее время этой породой заинтересовались коневоды Чехии, была закуплена партия карачаевских кобыл. Их приобрел большой любитель лошадей Йозев Энтлих, построивший для них образцовую ферму в западной части страны. Отрадно отметить, что интерес к этой породе начинает неуклонно возрастать в отечественном европейском коневодстве.

Примечания:

Приведем наглядный пример. В эпоху социализма в республике старались экстенсивно развивать овцеводство, проводить эксперименты в горных колхозах и совхозах по разведению тонкорунных овец из Ставропольского края. При всем старании, эта степная порода овец так и не прижилась в горном ландшафте. В то же время у карачаевцев и балкарцев существовала своя, горная порода овец – карачаевская, прекрасно адаптированная к разведению в горах. Подобное произошло и с попытками адаптировать в горах иные, привозные породы крупнорогатого скота. Но есть и другой пример; в начале XIX века князья Урусбиевы и Малкаруковы для улучшения местной породы крупного рогатого скота завезли из Швейцарии горную «швицкую» породу, которая прижилась без особых хлопот. Урусбиев планировал на базе этой, более продуктивной, в отличие от аборигенной, породы организовать в Балкарии производство сыров по швейцарской технологии. С этой целью он выезжал в Швейцарию для закупки скота, знакомства с технологиями и оборудования для сыроделия, приглашения иностранных специалистов для организации производства в Балкарии. Вот что об этом пишет С.Анисимов: «В Верхнем Баксане, рогатый скот - почти весь швицкой породы от выписанных еще лет 40 назад швейцарских производителей. Этот скот, впрочем, распространен по всей Балкарии». (Ук. р. с.101) Он же дает сведения о состоянии сельского хозяйства в КБАССР : «В Балкарии молочное направление. Кабарде - мясо-рабочее, и разводится здесь скот серой степной, или украинский, известной на Кавказе под названием «черноморского», который проник сюда с Кубани». (Ук. р. с.50). Таким образом, в животноводческих традициях карачаевцев и балкарцев разводился скот, в том числе и лошади аборигенной, горной породы. В то же время затруднительно объяснить, вышеприведенный факт того, что жители равнинной Кабарды разводили крупнорогатый скот степной породы, а лошадей – горной. И в данном случае факты и реальность не стыкуются. Истинная кабардинская лошадь, как отмечено выше, была степной породы. А вот, что пишет Е.Марков:

«Жители почти бесплодных гор Балкарского, Безенгиевского, Хуламского, Чегемского и Уруспиевского ущелий, составляющие «Горские общества» Большой Кабарды , живут гораздо зажиточнее и спокойнее настоящих кабардинцев равнины, хотя суровая почва, суровый климат и страшное обилие сусликов не дозволяют им посевов пшеницы и проса и, хотя собираемого хлеба им достает на два месяца. Горец успешно вознагражден скотоводством неблагодарный труд пахаря, так что, при собирании в 1866 г. сведений о хозяйственном положении горских обществ, у них оказалось столько скота, что, средним числом, пришлось на одного человека по 82 штуки овец, 10,5 штук крупного скота, более двух лошадей и по одному ишаку (ослу). Вместе с тем, поля какого-нибудь балкарского горца обработаны с тщательностью и трудолюбием европейца: везде искусно проведены по скалам оросительные каналы, почва ежегодно удобряется навозом. Отдельные загоны, поля или сенокосы обнесены или каменной оградой, или плетнем, в защиту от скота. Благосостояние горца, несмотря на все препятствия природы и на его подчас каторжный труд, обеспечено вполне, у него всегда найдутся в запасе деньги то от продажи скота, то от торговли бурками. Горец занят работой круглый год и не бездельничает, как кабардинец плоскости, за праздными разговорами; кабардинец плоскости очень мало занят своим хозяйством и все свое упование возлагает на то, чтоб свезти на ближний базар какой-нибудь воз дров, который он рубит за дешевую пошлину в общественном лесу. Эта торговля не требует ни обдуманности, ни затрат, ни искусства; с хлебом возиться нужно, сеять, убирать, молоть, а тут заехал в лес, навалил деревьев – сейчас деньги. У многих остается сено некошеным, поля неубранными, из-за того только, что где-нибудь по соседству большой базар и можно продать дрова. Скота много, а нигде кругом нельзя купить фунта масла, никто не заботится о том, чтоб собрать его и сбыть. Кабардинец везет на базар только свой грошовый скверный сыр. Кабардинцы даже очень мало сеют пшеницу, дающие у них постоянные и отличные урожаи и всегда требуемую в продажу по хорошим ценам; они почти исключительно ограничиваются своим излюбленным просом, истощающим землю, зато сначала без труда дающим роскошный урожай; из пшена его они делают свою пресловутую пасту, то есть крутую кашу, заменяющий им хлеб. Страсть кабардинца к воровству, которую до сих пор не могут искоренить никакие меры, и вообще все безнравственное направление его вкусов и привычек как-то не связывается с его прошлым». (Ук. р. с.68)

По исследованиям 1866 года в «Пяти горских обществах» на одного человека приходилось две лошади, этот показатель являлся самым высоким на Кавказе. В тоже время, если исходить из конской переписи 1899 года в Кабарде безлошадные составляли около 1/3 всех хозяйств или 33,4% населения. По тем же данным, в Кабарде было 252 однолошадных хозяйств. (Сборник статей по истории Кабарды, Нальчик, с.113, 1954 г.).

Как свидетельствуют документы: «В 1867 году балкарцы продали 356 лошади, 588 голов рогатого скота, 4469 баранов. (Кавказские горцы. Сборник сведений. Экономическое положение. с. 23).

Имущество бывших зависимых до освобождения их, представляло следующие цифры: в трех участках Большой и Малой Кабарды было -440 лошадей, 10648 шт. рогатого скота, 5215 шт. баранов. В горском участке у холопов было -785 лошадей, 6053 шт. рогатого скота, 40258 баранов, 409 ишаков (ослов). Это притом, что в Балкарии и Карачае процентном и количественном отношении крепостных крестьян было очень мало.

По исследованиям 1907 года поголовье лошадей в Балкарии сократилось, как и в Карачае. В пяти горских обществах на тот год было: 9992 лошади, 59195 голов крупного рогатого скота, 252340 овец и коз, что в среднем составляет на душу населения 0.5 лошади,2,9 КРС., 12,2 МРС. В Карачае -33756 лошадей, 125027 крупного рогатый скот, 487471 овец и коз. Итого у карачаево-балкарского народа было 43748 лошадей, 184224 голов крупно рогатого скота, 739811 овец, 6834 ослов. Причем в этот перечень не попало численность скота Хасаутского общества. В Балкарии коневодством выделялсь Чегемское общество, где на каждый двор приходилось по 32 еденицы поголовья. (М.М. Кучуков «Национальное самосознание и межнациональные отношения», Нальчик. 1992г. с.112.) Сравнивая скотоводство горских обществ с таковым в других округах Терской области, видим, что горцы имели больше крупного рогатого скота, чем Грозненский округ в 1,7 раза, Владикавказский – 3,4 раза, Хасавюртский -1,8 раза и Кабардинский – 1,3 раза; относительно овец – соответственно в 8,3 раза, 6,6 раза, 3,3 раза и 3,5 раза.

Кларпот замечает, что осетины содержат мулов «очень редко», в отличие от их соседей-балкарцев, у которых эти животные «пользуются большой известностью».

В 1916 г. балкарцы во всех пяти обществах имели 3643 ослов. В то же время в этих источниках, как и в других, мы не находим даже упоминаний о мулах, которыми, по этнографическим данным, славилась Балкария.

По данным Т.Д. Патаповой карачаевские волы славились на всем Кавказе: «В Осетии, например, когда спрашивали, отчего этот хозяин раньше всех завершил вспашку или другие сельскохозяйственные работы, ему отвечали, что он имеет карачаевских волов». (Калоев, с.59)

«Коневодство способствовало появлению у карачаевцев производства кумыса, для этой цели узденем Кеккезем Байчоровым был даже построен завод». Кумыс использовался, в частности, в Теберде, как лечебное средство. (Калоев, с.72) В 1901 г. открылось первое «Кумысное заведение» в Ессентукской группе Кавказских Минеральных водах – братьев Байчоровых. Где изготовляли и торговали кумысом трех сортов.

Традиции коневодства в фразеологизмах карачаево-балкарского языка.

Язык любого народа является важнейшим источником для выяснения некоторых аспектов его истории, уклада жизни, приверженности определенным типам хозяйствования, ремесла и т.д. Принадлежность карачаево-балкарского народа к коневодческим на основе подробного анализа лексики и фольклора не подлежит сомнению. Даже слово «Атла» - иди, ступай, ходи, «атлам» - шаг, «атлау» - ход, связано со словом «ат» - конь, «ат» - стреляй, бросай, «ат», «атым» - личное имя, «Ат джол» – тропа, дорога, дословно «конный путь». А термин «Аякъ джол» - пеший путь, эксклюзивное слово в карачаево-балкарском языке, только тропинку в туалет дословно называют «нога дорога, пеший путь конника». Язык народа не подвержен идеологической коррозии, он независим от политики, как и от конъюнктурной приверженности исследователей. В то же время он может дополнить многие не достающие звенья в цепи исторических фактов.

Оставляя в стороне основную лексику – термины «конь, кобыла, жеребец, мерин, жеребенок, неук, кляча» и т.д., приведу в качестве примеров пословицы, загадки и крылатые фразы, отражающие роль коня и коневодства в материальной и духовной культуре карачаево-балкарского народа. Поскольку их более 300, не считая песен, посвященных коням «Боз алаша», «Тор ажир», «Гемуда» и.т.д. Вот некоторые из них.
Ол атны терисича кёреме – он сидит на коне как влитой (букв. он как шкура коня).
Атны белинде ескен улан – на спине лошади выросший молодец.
Ач атым да бар атым, токъ атым да жокъ атым - каламбур, называюсь бедным, а коня имею, называюсь богатым – коня не имею. Как видно из этого каламбура в народе считали, что даже бедняк обязан был иметь коня, а богатство, при отсутствующем коне – не есть таковое.
Ат — эркишини къанаты - конь — крыло мужчины;
Ат джол - тропа, тропинка. Досл. конный путь;
Ат, абынмай, джол танымаз, эр, абынмай эл, танымаз - конь, пока не споткнётся, дорогу не узнает, мужчина, пока не споткнётся, людей не узнает;
Ат азгъын болса, джоргъа болур, эр азгъын болса, молла болур - если конь станет немощным — бежит трусцой, если мужчина станет немощным — становится муллой;
Атынъдан айырылсанг да, джерингден айырылма – даже если расстанешься с конем, не расставайся с седлом (смысл - найдешь другого коня);
Атны ариуу хора болур – красивый конь - чистокровный;
Атны атлыгьы джолоучулукъда танылыр - выносливость (резвость) коня познаётся в пути;
Атынг чабхыч болса, палахдан къутхарыр - если конь твой резвый, то и от беды убережёт (избавит);
Ат, башына иш тюшсе, ауузлугъу бла суу ичер, эр башына иш тюшсе, чуругъу бла суудан ётер - лошадь, когда нет выхода, воду пьёт через удила, мужчина, когда выхода нет, реку переходит в сапогах;
Ат башын тутхан арымаз - погонщик лошадей не устаёт (т.к. едет верхом);
Ат — белден, джигит — кёлден - коня узнаеш хребту, джигита — по сердцу;
Атынг болса, джеринг да болсун - имеешь коня — имей и седло;
Ат болса - къамчи бар - была бы лошадь, а плеть найдётся;
Атны бурнун бурсанг - джауурун унутур - если лошади прищемить нос, она забудет про стёртые бока (т. е. большая беда заставляет забыть малую);

Эта поговорка связана с карачаево-балкарским коневодческим методом приручения жеребца-неука к седлу и всаднику. Норовистого коня ломают следующим методом. Оттянув верхнюю губу, на нее накидывают небольшую петлю и палочкой закручивают ее, защемляя губу коня. В силу острой боли необъезженный жеребец сдается, позволяя конюху оседлать его и сесть на него верхом. С ноздрями лошади у карачаево-балкарцев есть еще один фразеологизм и коневодческий ветеринарный метод. Как известно, загнанных лошадей пристреливают. У карачаево-балкарцев загнанных лошадей излечивали и ставили обратно в строй. Фраза «атны бурун сюйеклери къоптула (турдула)» применялась к загнанной лошади и буквально означала «у коня поднялись носовые хрящи (кость)». В этом случае, когда конь лежал задыхаясь, ножом или острым колышком через ноздри пробивали носовой хрящ в определенном месте и с выходом вспененной крови дыхание коня восстанавливалось его поднимали и заставляли двигаться. В дальнейшем к нему возвращалась работоспособность. Этот метод народной ветеринарии был еще и в середине XX веке известен карачаево-балкарцам, например, Хаджиеву Таукаю Эльмырзаевичу (1876-1978 гг.). А в период депортации с просьбами об излечении загнанных лошадей к балкарцам обращались и казахи – не менее опытные коневоды, но не знавшие этого способа. Даже специалисты-зоотехники, признавали, что в официальной советской ветеринарии этот метод реанимации загнанной лошади не известен.

Атны джетилиде, джел джетмез - конь в семь лет, что ветер (букв, коня-семилетку ветер не догонит);
Ат джерни салгъанлыкъгъа, эшек ат болмаз - ишак оттого, что его оседлаешь, конем не станет;
Ат джолоучулукъда билинир, атны джюрюшюн джол чыгъарыр - конь познаётся в пути, дорога проявит поступь коня;
Ат джумушун эшек тындырмаз – труд коня – ослу не по силам;
Ат ёлсе, джери къалыр - если конь падёт, останется седло (т. е. ничто бесследно не исчезает);
Атынг иги болса, джолунг къысха болур - если конь хорош, то путь становится коротким;
Атны игиси къабакъда болур, адамны игиси джомакъда болур - лучший из коней в селе бывает, лучший из людей (только) в сказках бывает;
Ат кишнеб танышыр, адам сёлешиб танышыр - кони знакомятся ржанием, люди — разговором;
Ат кишнер, ач эснер – (голодный) конь ржёт, голодный человек зевает;
Атны къамчи бла урма да, зынтхы бла Ур - погоняй лошадь не плетью, а овсом;
Ат кьамчиден къоркъур, эр намысдан къоркъур - лошадь боится плети, мужчина боится бесчестья;
Атынгы миниб сынамай, къатынынгы джыл джашамай махтама - не хвали коня, пока не испытал его в езде, не хвали жену, пока не прожил с нею год;
Атны къыйынлысы - джоргъа болур - беда коню, если он иноходец (т. к. каждый хочет на нём ездить);
Атха миннгинчи, аякъларынгы къымылдатма - пока не сел на коня, ногами не дрыгай; не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;
Атха минмеген атха минсе, чаба-чаба битдирир, тон киймеген, тон кийсе, къагъа-къагъа битдирир - если на коня сядет тот, кто никогда на него не садился, то загонит коня; если шубу наденет тот, кто никогда её не надевал, то изорвёт её, выбивая;
Атха минсе, атасын унутхан, атдан тюшсе, атын унутхан - сев на коня — отца забывший, сойдя с коня — свое имя забывший (смысл. конь заставит забыть и отца и собственное имя).
Атны туягъы иги болса, къалгьаны аман болмаз –Хороши копыта – хорош и конь (литер.). Если у лошади копыто хорошее, то и остальное должно быть неплохим (досл.);
Ат махтануу – туягъы бла, адам а иши бла алыр – Лошадь хвалят за копыта, человека за работу (досл.);
Ат туягъындан билинир - (качество) лошади – определяется по копытам (досл.);

Следует особо обратить внимание на эти три карачаево-балкарские пословицы. Рассматривавшаяся выше горская порода лошади, вошедшая в официальную породную классификацию под этническими терминами «карачаевская» и «кабардинская», как раз и отличается твердым копытом, ставшим таким в условиях эксплуатации на горных тропах. И это свойство аборигенной горской лошади Центрального Кавказа, выведенной карачаево-балкарцами, отражено в фразеологизмах их языка. Ат урмаз деме, ит къабмаз деме - не надейся, что лошадь не лягнёт, а собака не укусит (смысл. не будь высокомерен в обращении с домашними животными);
Атдан мийик, итден алаша - Загадка. Выше лошади, ниже собаки (отгадка - седло);
Бела-бела-бела ат, бели инчке къолан ат, таугъа минсе - таймаз ат, таудан кетсе - ёлмез ат - Загадка.
Маленькая-маленькая лошадка, с тонкой талией пегая лошадка, взойдёт на гору — не устанет лошадка, упадёт с горы — не умрёт лошадка (отгадка - муравей);
Атха минмез, джаяу джюрюмез. Загадка. На коня не садится, пешком не ходит (отгадка. къумгъан – кувшин, с которым ходят за водой или в отхожее место);
Ат чабды да - ызы къалды. Загадка. Конь пробежал, а след остался. (Отгадка. Борозда – след коня и сохи на пашне).
Ат юсюнден – досл.С седла, не слезая с коня. (смысл. не входя (не вникая) в существо разбираемого дела);
Ат джау бла тары как – букв. конский жир и пшённая мамалыга. смысл иронич. перебиваться чем-нибудь, чем придётся;
Бизге не ашатырыкъсыз? — Ат джау бла тары как! Чем нас покормите? — Конским жиром и пшенной мамалыгой. Смысл. Чем-нибудь, да накормим, но и этого достаточно;

Эта поговорка указывает на факт потребления предками карачаево-балкарцев конины (вяленая конина, конская колбаса (къазы, къыйма) употреблялась в пище до принятия ислама). Конский жир характеризуется своей высокой энергетической ценностью, температура его замерзания гораздо ниже бараньего или говяжьего жира. В народной медицине этот энергетический продукт использовался для лечения обычных или пост-переломных ревматизмов, воспалений нервных стволов и окончаний рук, ног, хондрозов. Намазав горячим конским жиром больное место, следовало сесть у костра и дать жиру впитаться в тело, завернувшись при этом в шерстяное изделие.
Атны эки къулагъыча – (одинаковые) как две капли воды. (букв. как два уха коня);
Ат айланса — къазыкъгъа - лошадь поворачивает к коновязи; образ. привычка — вторая натура;
Атны айылын тартсанг, къабаргъа чабар - если (туго) натянешь подпругу, конь укусит (смысл. знай меру);
Ат арыкълыкъда, къыз джызыкълыкъда (или къыйынлыкъда) табылыр - конь послушен, когда худой, а девушка — когда несчастна;
Ат аллыкъ болсанг, юйюнг бла кенгеш, илипин саллыкъ болсанг, элинг бла кенгеш - если хочешь купить лошадь, советуйся с семьёй, если хочешь провести арык, советуйся с селом;
Ат аунагъан джерде тюк къалыр - где лошадь валялась, шерсть остается;
Ат аягъы да бокълайды сууну - букв. и копыто лошади воду замутит. (Смысл. И малое может, испортит большое дело);
Ат аягъы тай ёлтюрмез - нога лошади жеребёнка не убьёт; (смысл. даже наказывая, мать не убьёт дитя);
Ат басханны джер биледи, джер басханны ат биледи - тяжесть коня известна земле, а о тяжести седла знает только лошадь;
Атны игиси чарсда билинир - хороший конь на скачках выявляется;
Атына миндире эди да, ауурлугъунгу салма дей эди - на коня-то (своего) он сажает, да тяжесть на него опускать не велит;
Ат отлагъан джерде улакъгъа да бир зат табылыр - там, где пасётся конь, и для козлёнка что-нибудь найдётся;
Эшек бла тургъан ат – осуракъ болад – Дословно. Конь в одном стойле с ослом становится подобен ослу. (Смысл. С кем поведешься – от того и наберешься);
Ат чаришде сагъынылыр, ит стаууатда сагъынылыр - о коне судят по скачкам, о собаке — по охране стойбища;
Джигитни нёгери – чагъыдий ат (кар.балк. пословица). Друг джигита – искрометный конь (досл. чагъыдий – конь, высекающий копытами искры). Чакъ – искрить, чакъкъыч – огниво (кремень), чакъды – искранул. Б. Кучмезов считает, что этимолгия данного слова связанна с чагатайской породой лошадей. От этого слова чакъдий происходит кабардинское название скаковых лошадей – шагди, в котором произошла закономерная для кабардинского языка замена звука ч, в заимствованных словах, на ш (аналогия: балк. Чегем, каб. Шэджэм и т.д.).

Продолжение>>

Добавил: Апсаты (27.04.2009)
Просмотров: 4667 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3 |
Реклама от KARACHAYS
Всего комментариев: 2
1 Мама миа   (20.03.2013 16:22)
Весь этот сайт создан, очевидно, лишь для дискредитации кабардинцев. Ничего другого тут не увидишь. Даже себя не хвалите, а только кабардинцев грязью поливаете.
УМА ПАЛАТА!!!!!!!!!!!

2 Апсаты   (20.03.2013 16:44)
Себя хвалить-дурной тон.
Но и не имеем конкретной цели дискредитировать кабардинцев.
Укажите где конкретно, приму меры...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


16+
По вопросам РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ обращаться: karachays@mail.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт karachays.com обязательна

Для быстрого и правильного отображения страниц сайта мы рекомендуем браузер Google Chrome